Драматургия Грибоедова

1812 год


(План и сцена из драмы)
ОТДЕЛЕНИЕ 1

Красная площадь

История начала войны, взятие Смоленска, народные черты, приезд
государя, обоз раненых, рассказ о битве Бородинской. М * с первого стиха до
последнего на сцене. Очертание его характера.

Собор Архангельский

Трубный глас архангела; на его призыв возникают тени давно усопших
исполинов - Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч., из разных
стихий сложенные и с познанием всего, от начала века до днесь, как будто во
всех делах после их смерти были участниками, но вместе с тем исчезла у них
память о тем, чт_о_ было с ними за пределами сей жизни, и где были, и
откудова ныне вновь призваны к бытию. Пророчествуют о године искупления для
России, если не для современников, то сии, повествуя сынам, возбудят в них
огнь неугасимый, рвение к славе и свободе отечества. Хор бесплотных
провожает их и живописным строем представляет их отшествие из храма; своды
расступаются, герои поднимаются выспрь и исчезают.

Терем царей в Кремле

Наполеон с сподвижниками. Картина взятия Москвы. Н[аполеон] один.
Высокие воспоминания. Открывает окно, лунная ночь. Видение - или нет, как
случится. Размышление о юном, первообразном сем народе, об особенностях его
одежды, зданий, веры, нравов. Сам себе преданный, - что бы он мог
произвести?


ОТДЕЛЕНИЕ 2

Галлерея в доме Познякова

Входит офицер R. из приближенных к Наполеону (см. сц[ена] 3-я, 1-го
отделения]), исполненный жизни, славы и блестящих надежд. Один поседелый
воин с горьким предчувствием опытности остерегает насчет будущих бедствий.
Ему не верят. Хохот. Из театра несутся звуки пляски и отголоски веселых
песен. Между тем зарево обнимает повременно окна галлереи; более и более
устрашающий ветер. Об опустошениях огня. Улицы, пылающие дома. Ночь. Сцены
зверского распутства, святотатства и всех пороков. - R* и М* в разных
случаях.

Село под Москвой

Сельская картина. Является М*. Всеобщее ополчение без дворян. (Трусость
служителей правительства - выставлена или нет, как случится.)


ОТДЕЛЕНИЕ 3

Зимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертей. Истязание R* и
поседелого воина. Сей юноша показывает пример, и оба умирают героями.
Подвиги М*. Множество других сцен,


ЭПИЛОГ

Вильна

Отличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М* в
пренебрежении у военачальников. Отпускается во-свояси с отеческими
наставлениями к покорности и послушанию,

Село или развалины Москвы

Прежние мерзости. М * возвращается под палку господина, который хочет
ему сбрить бороду. Отчаяние ............... {Многоточие - в первопечатном
тексте. - Ред.} самоубийство.


<СЦЕНА ИЗ ДРАМЫ>

Петр Ан[дреевич]

Дитя мое любезное, <Наташа>! {*}
Оставь шитье, узоры кружевные:

Далее