ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО БОЛЬШЕ ШТИФТОВ?

Шрифтовой дизайн является носителем нашей культуры и подвержен изменениям и тенденциям, особенно в этом мире постоянного движения и изменений. Шрифт, особенно такой как архитектурный шрифт, имеет большее значение, чем когда-либо, с увеличением числа каналов самовыражения и коммуникации, различных средств массовой информации и мобильных устройств, которые в значительной степени полагаются на типографику для получения информации и согласованной визуальной идентификации.

Эпоха цифровых шрифтов и настольных издательских систем необратимо изменила процесс разработки шрифтов. Интернет и растущая потребность в многоязычных и часто мультискриптовых информационных материалах значительно усложнили профессию шрифтового дизайнера. В то же время инструменты дизайна стали быстрее и проще в использовании, что привело к появлению на рынке потока цифровых шрифтов. Значительная часть из них — это новые, кратковременные всплески творчества, часто технически и эстетически несовершенные. Я не вижу в них вреда. Они не тратят впустую ресурсы или энергию, кроме собственных, и являются частью нашей цифровой культуры, проявляющейся в бесплатных инструментах с открытым исходным кодом и сопутствующем энтузиазме пользователей и создателей. Существует большой разрыв между случайным любителем, который создает шрифт с ограниченными знаниями, и профессиональным шрифтовым дизайнером, предоставляющим узкоспециализированные услуги. Это две крайности, которые следует различать. Пиратство шрифтов здесь является очевидной проблемой, но это выходит за рамки данного эссе.

Типографика вездесуща и часто воспринимается как должное. Большинство людей не задумываются об этом, поскольку оно «просто присутствует» в их повседневной жизни, выполняя свои многочисленные роли. Я считаю, что это существование на заднем плане — одна из причин, по которой вопрос «Нужно ли нам больше шрифтов?» вопрос возникает так часто; хотя это, несомненно, правильный вопрос с точки зрения читателя. Важнейшим фактором в графическом дизайне является общение, а типографика вносит основной вклад. Поэтому, когда графический дизайнер начинает задумываться о важности типографики, он действительно ставит под сомнение суть своей профессии и поэтому может задуматься еще раз. Нужно быть готовым покинуть свою устоявшуюся зону комфорта с помощью предписанных рецептов и вместо этого исследовать новые идеи и концепции.

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ШРИФТОВ

Тем не менее, шрифтовой дизайнер должен хотя бы в какой-то степени задумываться о движущих силах, стоящих за созданием новых шрифтов. Пожалуй, одна из самых очевидных причин — личный интерес к буквенным формам и желание поэкспериментировать с ними. Доведение букв до крайности и обратно и поиск новых форм может даже стать навязчивой идеей. Этот вид драйва процветал в Чехии уже после 1918 года, когда страна стала независимой и открылись новые возможности. Новые публикации, книжный дизайн и графика процветали под эгидой национализма и стремления к чешскому визуальному самовыражению. Растущая уверенность и поиск национальной идентичности способствовали эволюции чешского книжного ремесла наряду с шрифтовым дизайном. Небольшая группа художников попыталась устранить существующие недостатки и установить суверенный чешский стиль.

Аналогичную мотивацию можно приписать волне шрифтов, созданных после 1990 года в «новой» Чехии. Необходимо было не только выразить только что обретенную свободу от политического режима и его визуальное единообразие, но и предоставить инструменты для цифровой эпохи, после того как фотокомпозиция быстро устарела. Большинство шрифтов той эпохи больше не используются, но это не имеет значения, поскольку они повлияли на визуальную среду и помогли создать совершенно другую визуальную культуру, чем в предыдущие годы.

Новые технологии, такие как внедрение персональных компьютеров и, как следствие, радикальное изменение графического дизайна и набора шрифтов, являются вескими причинами для разработки новых шрифтов. В случае с Восточной Европой в игру также вступают особые языковые требования. В начале 1990-х едва ли какие-либо цифровые шрифты содержали хорошо продуманные акценты. Глобальные рынки и необходимая языковая поддержка вместе с технологическими разработками сейчас более чем когда-либо являются движущей силой создания новых шрифтов. У нас есть экраны с высоким разрешением, планшеты, устройства для чтения электронных книг и многие другие мобильные устройства, которые предъявляют новые требования к шрифтам. Публикации, как правило, существуют как в печатном, так и в цифровом формате.