Цветаева Марина Ивановна: биография и творчество

Цветаева Марина Ивановна  — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из самых ярких и  значительных поэтов первой половины XX века.

Марина  Цветаева  родилась в   Москве   26   сентября   1892   года в интеллигентной семье. Отец — Цветаев Иван Владимирович был профессором Московского университета. Работал на кафедре теории искусств и всемирной истории, известный филолог и искусствовед, занимал должность директора Румянцевского музея, большую часть своей жизни посвятил Музею изящных искусств имени Александра III. Мать — Мария Мейн  была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Именно мать оказывала огромное влияние на Марину, на формирование её характера. Мария Цветаева, была больна чахоткой. Лечение за границей не дало результата, и в 1906 году она умерла.

В юном возрасте, по настоянию матери Марина Цветаева посещала музыкальную школу и брала уроки музыки на дому. В 1903 году Марина Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 — весной 1905 годов обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 года одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.

Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте на русском, на французском и немецком языках. В 1906-1907 годах написала повесть «Четвертые», в 1906 году перевела на русский язык драму французского писателя Э. Ростана «Орленок». В особый интерес у неё вызывали произведения А.С. Пушкина и творения немецких романтиков, переведенные В.А. Жуковским.

Марина Цветаева выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом» на собственные средства еще в 1910 году. На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин, который стал одним из самых близких ее друзей.

Лето 1911 года Марина Цветаева и её сестра Анастасия Цветаева провели в Коктебеле в имении Волошина. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. Он воплощал для Марины идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. В январе 1912 произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября у них родилась дочь Ариадна (Аля).

В этом же году выходит второй сборник стихотворений Цветаевой «Волшебный фонарь».

На протяжении 1913-1915 годов у Марины Цветаевой совершается постепенная смена поэтической манеры.

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Как результат в 1916 году выходит цикл стихов «Подруга», посвященный отношениям с Софьей Парнок.

В 1917 году Марина Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево в возрасте 3-х лет. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» 1920 год и в лирическом цикле «Разлука» 1921 год, обращенном к мужу.

Годы Гражданской войны оказались для Марины Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. В годы Гражданской войны появился известный цикл стихотворений «Лебединая песня», посвященный подвигу белых офицеров. В 1918 – 1919 годах ее творчестве появляются и романтические пьесы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне». В этот же период появляется много стихотворений Цветаевой о любви.

11 июля 1921 Марина Цветаева получила письмо от мужа, эвакуировавшегося и выехавшего в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 году вместе с дочерью Алей покинула родину. Семья недолго  жила  в  Берлине,  затем  поселилась  в  ближайших окрестностях Праги, а в ноябре 1925 года переехала в Париж.

В 1924 году Цветаева создает «Поэму Горы», завершает «Поэму Конца». В первой отражен роман Марины Цветаевой с русским эмигрантом, знакомым мужа К.Б. Родзевичем, во второй — их окончательный разрыв.

1 февраля 1925 года у Марины родился сын Георгий.

Большинство стихов Цветаевой в эмиграции остались неопубликованным. В 1928 году в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихи Марины Цветаевой 1922—1925 годов.

В отличие от стихов, в эмиграции пользовалась успехом ее проза. В это время изданы «Мой Пушкин» 1937 год, «Мать и музыка» 1935 год, «Дом у Старого Пимена» 1934, «Повесть о Сонечке» 1938, воспоминания о Максимилиане Волошине «Живое о живом»,1933 год, Михаиле Кузмине «Нездешний вечер», 1936 год, Андрее Белом «Пленный дух», 1934 год и др.

18 июня 1939 года Марина Цветаева вместе с сыном вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы. После этого Цветаева была вынуждена скитаться.

Подготовленный в 1940 году сборник стихов Цветаевой напечатан не был. Денег катастрофически не хватало. После начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в  Елабуге. В Елабуге работы так же не было. У Цветаевой произошла ссора с сыном, который упрекал ее в их тягостном положении.

31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно. Несмотря на все усилия сестры Анастасии Цветаевой, реабилитированной в 1959 году и дочери Ариадны, реабилитированной в 1955 году, могила Марины Цветаевой так и не была найдена. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой».