Иван Сергеевич Тургенев: биография и творчество

Иван Тургенев

Альтернативное название: Иван Сергеевич Тургенев

Иван Тургенев , в полном имени Иван Сергеевич Тургенев, (родился 28 октября [9 ноября по новому стилю], 1818, Орловская область , Россия — умер 22 августа [3 сентября], 1883, Буживаль, недалеко от Парижа , Франция), Русский писатель, поэт и драматург, основные произведения которого включают сборник рассказов «Очерки спортсмена» (1852) и романы « Рудин» (1856), « Дом дворянства» (1859), «Накануне» (1860), « Отцы и дети» ( 1862). Эти работы предлагают реалистичные, ласковые изображения русского крестьянства и глубокие исследования русской интеллигенции, которые пытались перенести страну в новую эпоху. Тургенев вложил в свои труды не только глубокую заботу о будущем своей родины, но и целостность ремесла, которая обеспечила ему место в русской литературе., Многие годы, проведенные им в Западной Европе, были отчасти связаны с его личным и художественным положением либерала между реакционным царским правлением и духом революционного радикализма, господствовавшим в современных художественных и интеллектуальных кругах России .

Молодость и творчество

Тургенев был вторым сыном отставного кавалерийского офицера Сергея Тургенева и богатой матери Варвары Петровны, урожденной Лутовиновой, которая владела обширным имением Спасское-Лутовиново. Доминирующая фигура его матери на протяжении всего его детства и раннего мужского возраста, вероятно, послужила примером для доминирования героинь в его основной художественной литературе. Само Спасское недвижимость пришла иметь двойное значение для молодого Тургенева, как остров дворянской цивилизации в сельской местности России и как символ несправедливости он увидел , присущий в подневольном состоянии крестьянства. Против русского общественного строя Тургенев должен был дать клятву вечной вражды который должен был стать источником его либерализма и вдохновением для его видения интеллигенции как людей, преданных социальному и политическому улучшению своей страны.

Тургенев должен был быть единственным русским писателем с откровенно европейскими взглядами и симпатиями. Хотя он получал своеобразное образование дома, в московскихшколах и в университетах Москвы и Санкт-Петербурга, Тургенев склонен считать, что его образование происходило главным образом во время его погружения «в немецкое море», когда он проводил годы с 1838 по 1841 год в Берлинском университете. Он вернулся домой как убежденный сторонник превосходства Запада и необходимости России идти по пути вестернизации.

Хотя Тургенев сочинил производный стих и поэтическую драму ,Стено (1834), в стиле английского поэта лорда Байрона, первым из его произведений, привлекших внимание, было длинное стихотворение, Параша, опубликовано в 1843 году. Потенциал автора был быстро оценен критиком Виссарион Белинский, ставший близким другом и наставником Тургенева. Убеждение Белинского в том, что основной целью литературы было отразить правду жизни и критическое отношение к ее несправедливости, стало для Тургенева символом веры. Несмотря на влияние Белинского, он оставался писателем замечательного отряда, обладавшего классной и порой ироничной объективностью. Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.

Тургенев не был человеком великих страстей, хотя история любви должна была обеспечить наиболее распространенную формулу его художественной литературы и любовь к известному певцу Полин Виардо, с которой он впервые встретился в 1843 году, должна была доминировать всю его жизнь. Его отношения с Виардо обычно считались платоническими, но некоторые из его писем, часто столь же блестящие в их наблюдении и столь же удачные в их манере, как и все, что он писал, предполагают существование большей близости. Как правило, однако, они показывают его как любящего и преданного поклонника, в роли которого он был по большей части доволен. Он никогда не был женат, хотя в 1842 году у него была внебрачная дочь от крестьянки в Спасском; Позже он доверил воспитание ребенка Виардо.

В 1840-х годах Тургенев написал более длинные стихи, в том числе «Разговор», « Андрей» и «Помещик», а также некоторые критические замечания. Не получив профессора в университете Санкт-Петербурга и отказавшись от работы на государственной службе, он начал публиковать короткие произведения в прозе. Это были исследования «интеллектуала без воли», столь типичные для его поколения. Самый известный был «Дневник лишнего человека» (1850), который поставил эпитет «лишний человек» для стольких схожих безвольных интеллектуальных героев как в творчестве Тургенева, так и в русской литературе в целом.

Одновременно он попробовал свои силы в написании пьес, некоторые, как Бедный джентльмен (1848), довольно явно подражающий русскому мастеру Николаю Гоголю. Из этих, Холостяк (1849) был единственным, кто ставил в это время, остальные попали в противоречие с официальными цензорами. Другие более глубоко проникающего характера, такие как «Один маякнул нить слишком хорошо» (1848) привел к подробным психологическим исследованиям его драматического шедевра: Месяц в деревне (1855). Это не было профессионально поставлено до 1872 года. Без прецедента в русском театре, для его признания критиками и зрителями требовался предшествующий успех после 1898 года пьес Антона Чехова в МХТ . Именно там, в 1909 году, под руководством великого режиссера Константина Станиславского, он был объявлен одной из главных работ русского театра.

Очерки сельской жизни

Перед отъездом за границу в 1847 году, Тургенев оставил в редакции литературного журнала Современник краткое исследование,«Хор и Калиныч» двух крестьян, с которыми он познакомился во время охоты в Орловской области. Он был опубликован с подзаголовком «Из записок охотника» и имел мгновенный успех. Из этого должен был вырасти цикл рассказа «Очерки спортсмена», впервые опубликованные в 1852 году, принесли ему длительную славу. Многие из эскизов изображали различные типы помещиков или эпизодов, извлеченные из его опыта, из жизни помещичьего, крепостного русского дворянства. Из них наиболее важными являются «Два землевладельца», исследование двух типов деспотических крепостных, и «Гамлет Щигровской губернии», в котором содержится один из самых глубоких и острых анализов проблемы «лишнего человека». Гораздо важнее эскизы, рассказывающие о встречах Тургенева с крестьянами во время его охотничьих поездок. Тургеневские портреты на фоне запоминающихся описаний сельской местности показывают, что, хотя крестьяне могут быть «детьми природы», стремящимися к свободе, предлагаемой красотой их окружения, они всегда ограничены фактом крепостного права.

Тургенев никогда не мог притворяться чем-то большим, чем просто незнакомый человек по отношению к крестьянам, о которых он писал, но благодаря своему сострадательному, ясному наблюдению он создавал портреты огромной жизненной силы и широкого влияния. Они не только доводили до сведения общественности преимущественно высшего класса информацию о человеческих качествах крестьянства, но и, возможно, оказали влияние на провоцирование настроений на проведение реформ, которые в конечном итоге привели к освобождению крепостные в 1861. Он добавил к эскизам в течение 1870 — х годах, в том числе движущемся исследования парализованной Lukeriya в«Живая реликвия» (1874).

Когда появилось первое собранное издание, появившееся отдельно в различных выпусках » Современника», Тургенев был арестован, задержан на месяц в Санкт-Петербурге, а затем на 18 месяцев вынужденного проживания в Спасском. Мнимый предлог для таких официальных притеснений был некрологом Гоголя, который он опубликовал против правил цензуры. Но его критика крепостного права в « Зарисовках», безусловно, приглушенная тоном по любым стандартам и явная только в его ссылках на жестокость помещиков по отношению к своим крестьянам, была достаточной, чтобы вызвать это временное мученичество за его искусство.

Первые романы

Хотя Тургенев написал «Муму», замечательное разоблачение жестокости крепостничества, находясь в заключении в Санкт-Петербурге, его работа развивалась в направлении таких расширенных исследований характера, как Яков Пасынков (1855) и тонкие, если пессимистические, исследования противоречивости любви, найденные в «Фаусте» и «Переписке» (1856). Более того, время и национальные события мешали ему. С поражением России в Крымской войне (1854–1856 гг.) Собственное поколение Тургенева, «люди сороковых годов», стало принадлежать прошлому. Два романа, которые он опубликовал в 1850-х годах:Рудин (1856) и Дом Джентри (1859) — пронизан духом иронической ностальгии по слабостям и тщетности, проявившимся в этом поколении десятилетием ранее.

Первый из тургеневских романов, Рудин, рассказывает о красноречивом интеллектуале , Дмитрии Рудине, персонаже, смоделированном частично на Бакунине, чья сила ораторского искусства и страстная вера в необходимость прогресса так влияют на молодых членов провинциального салона, что героиня, Наталья, влюбляется в него. Но когда она бросает ему вызов, чтобы он соответствовал его словам, он подводит ее. Воспоминание о мире русского загородного дома и о летней атмосфере, которая является фоном трагикомедии этих отношений, свидетельствует о способности Тургенева воспринимать и фиксировать константы естественной сцены. Более широкие последствия О российском обществе в целом и о роли русской интеллигенции присутствуют как штриховки по краям картины, а не как цвета или детали на переднем плане.

Второй Тургенева роман , Дом Дворянского, является элегической исследование неразделенной любви , в которой герой, Лаврецкий, не так слаб, как жертвы его неуравновешенной воспитания. Работа отличается деликатностью любовной истории, хотя в некоторых случаях это оттенок тени. Более важной с точки зрения авторской мысли является сложная биография героя. В этом предположении , что влияние Запада тормозится поколение Тургенева от действий, заставляя их признать, наконец, что они должны покинуть будущее России тем моложе и более радикальный, чем они сами.

Объективность Тургенева как летописца русского интеллигенция очевидна в этих ранних романах. Несмотря на то, что он не испытывал сочувствия к некоторым тенденциям мышления молодого, радикального поколения, появившегося после Крымской войны, он старался изобразить позитивные чаяния этих молодых мужчин и женщин со скрупулезной искренностью. Их отношение к нему, особенно к таким ведущим деятелям, как радикальные критики Николай Чернышевский и Николаю Добролюбову вообще было холодно, когда он не был активно враждебным. Его собственная, довольно потакающая своим желаниям природа была подвергнута сомнению из-за силы этих молодых современников. Он отошел от упора на ошибочность своих героев, на которых Чернышевский как на тип напал, используя рассказ «Ася» (1858) в качестве отправной точки. Вместо этого Тургенев сосредоточился на их юношеском рвении и чувстве морального предназначения. Эти признаки имели очевидные революционные последствия, которых не разделял Тургенев, чей либерализм мог принять постепенные изменения, но выступил против чего-то более радикального, особенно идеи повстанческого крестьянства.

Роман Накануне (1860) речь идет о проблеме, с которой столкнулась молодая интеллигенция накануне Крымской войны, а также об изменениях, ожидающих Россию накануне освобождения крепостных в 1861 году. Это эпизодическая работа, еще более ослабленная мелкое изображение его болгарского героя. Хотя у него есть несколько успешных второстепенных персонажей и несколько сильных сцен, его отношение к личным отношениям, особенно к любви, демонстрирует глубокий пессимизм Тургенева к таким вопросам. Такой пессимизм становился все более заметным с точки зрения жизни Тургенева. Кажется, что не может быть никакого реального примирения между либерализмом тургеневского поколения и революционными устремлениями молодой интеллигенции. Сам Тургенев едва ли мог не чувствовать чувства личной причастности к этому разрыву.

Величайший роман Тургенева, «Отцы и дети» (1862) выросли из этого чувства причастности и все же сумели с замечательной сбалансированностью и глубиной проиллюстрировать проблемы, которые разделили поколения. Герой, Базаров, является самым мощным из творений Тургенева. Нигилист, отрицая все законы, за исключением законов естественных наук, по его мнению, невежественный и откровенный, он, тем не менее, подвержен любви и тем самым обречен на несчастье. В социально-политическом смысле он представляет собой победу неконтингентальной революционной интеллигенции над дворянской интеллигенцией, к которой принадлежал Тургенев. В художественном отношении он является триумфальным примером объективной портретной живописи, а в остроте своей смерти он приближается к трагическому росту. Чудом романа в целом является превосходное мастерство Тургенева в его теме, несмотря на его личную неприязнь к антиэстетизму Базарова и его успех в наделении всех персонажей качеством спонтанной жизни. И все же при первом появлении романа радикальное молодое поколение жестоко на него напало клевета, и консерваторы осудили это как слишком мягкое в его разоблачении нигилизма .

Романы Тургеневой являются «месяцами в стране» , которые содержат сбалансированные контрасты , такие как те , между молодежью и возрастом, между трагической эфемерностью любви и комической скоротечностью идей, между Гамлетом беспокойством с себя в идеалистической погоне за альтруизм . Последний из этих контрастов он усилил в главном эссе,«Гамлет и Дон Кихот» (1860). Если он отличался от своих великих современников Федора Достоевского и Льва Толстого по масштабам своей работы, он также отличался от них, полагая, что литература не должна давать ответы на вопросительные знаки жизни. Он построил свои романы по простой формуле, единственной целью которой было освещение характер и положение одной фигуры, будь то герой или героиня. Они важны в основном как подробные и ловкие социально-психологические портреты. Основным приемом романов является изучение влияния прибытия новичка на небольшой круг общения. Круг, в свою очередь, подвергает новичка внимательному изучению через отношения, которые развиваются между героиней, которая всегда принадлежит «месту» беллетристики , и новичком-героем. Обещание счастья предлагается, но окончание отношений неизменно бедственное.

Самовольная ссылка и слава

Всегда тронутый своей литературной репутацией, Тургенев отреагировал на почти единодушно враждебный прием, оказанный Отцам и Сынам , покидая Россию . Он поселился в Баден-Бадене на юге Германии, куда ушел на пенсию курорт Виардо. Ссоры с Толстым и Достоевским и его общее отчуждение от русской литературной сцены сделали его изгнанием в очень реальном смысле. Его единственный роман этого периода,Дым (1867), установленный в Баден-Бадене, наполнен сатирически озлобленным тоном, который делает карикатуры как на левое, так и на правое крыло интеллигенции. История любви глубоко трогательна, но и эта эмоция, и политические настроения кажутся в конечном счете не более долговечными и реальными, чем дым из названия.

Франко-германская война 1870-71 вынудила Виардо покинуть Баден-Баден, и Тургенев последовал за ними, сначала в Лондон , а затем в Париж . Теперь он стал заслуженным послом русской культуры в Париже 1870-х годов. Писатели, Гюстав Флобер , братья Гонкур, молодой Эмиль Золя и Генри Джеймс были лишь немногими из многих прославленных современников, с которыми он переписывался и которые искали его компанию. В 1878 году он был избран вице-президентом Парижского международного литературного конгресса, а в 1879 году Оксфордским университетом получил почетную степень . В России его чествовали на ежегодных визитах.

Литературные произведения этого последнего периода сочетают ностальгию по прошлому — красноречиво представлены в таких прекрасных произведениях, как «Учение о степях» (1870), «Поток весны» (1872) и «Пунин и Бабурин» (1874) — с историями квази-фантастического персонажа — «Песнь триумфальной любви» (1881) и «Клара Милич» (1883). Последний роман Тургенева,Virgin Soil (1877) был призван вернуть себе литературную репутацию в глазах молодого поколения. Его цель состояла в том, чтобы изобразить самоотверженность и самопожертвование молодых народников, которые надеялись посеять семена революции на целине русского крестьянства. Несмотря на его реализм и его усилия по приданию актуальности войне, он является наименее успешным из его романов. Его последняя большая работа,Стихи в прозе отличаются прежде всего своей задумчивостью и знаменитой славой русскому языку .

Оценка

Работа Тургенева отличается от работы его самых известных современников из-за изощренного отсутствия гиперболы , ее баланса и его интереса к художественным ценностям. Его величайшей работой всегда была актуальная, увлеченная литература , обладающая универсальной привлекательностью в элегантности любовной истории и психологической остроте портрета. Он также был автором писем с большим обаянием, остроумием и честностью . Его репутация, возможно, была омрачена репутацией Достоевского и Толстого, но его собственные качества ясности и урбанистичности и, прежде всего, его чувство чрезвычайной ценности прекрасного в жизни наделяют его работу магией, которая имеет непреходящую привлекательность.