Ма Рейни (Ma Rainey): биография и карьера

Родилась: 26 апреля 1886 года

Дата смерти: 22 декабря 1939 года

Певица Ма Рейни была первой популярной эстрадной артисткой, которая включила аутентичный блюз в свой репертуар песни и стала известной как «Мать блюза».

Кто такая Ма Рейни?

Ма Рейни родилась Гертруда Приджетт 26 апреля 1886 года в Колумбусе, штат Джорджия, и стала первой популярной эстрадной артисткой, которая включила аутентичный блюз в свой репертуар. Она выступала в течение первых трех десятилетий 20-го века и пользовалась массовой популярностью во время увлечения блюзом 1920-х годов. Музыка Рейни послужила вдохновением для таких поэтов, как Лэнгстон Хьюз и Стерлинг Браун.

Ранняя карьера

Американская блюзовая певица Ма Рейни родилась Гертрудой Приджетт 26 апреля 1886 года в Колумбусе, штат Джорджия, в семье менестрелей Томаса Приджетта-старшего и Эллы Аллен-Приджетт. Ма Рейни, первая популярная эстрадная артистка, включившая аутентичный блюз в свой репертуар песни, выступала в течение первых трех десятилетий 20-го века. Известная как «Мать блюза», она пользовалась массовой популярностью во время увлечения блюзом 1920-х годов. Описанный афроамериканским поэтом Стерлингом Брауном в « Черной культуре и черном сознании» как «народная личность», Рейни записал в различных музыкальных образах и продемонстрировал влияние настоящего сельского блюза. Она широко известна как первая великая женщина-вокалистка.

Рейни работала в Оперном театре Спрингера в 1900 году, выступая в качестве певицы и танцовщицы в местном шоу талантов «Букет из ежевики». 2 февраля 1904 года Приджетт вышла замуж за комедийного певца Уильяма «Па» Рейни. Объявленный как «Ма» и «Па» Рейни, пара совершила поездку по южным шоу палатки и кабаре. Хотя она не слышала блюза в Колумбусе, к 1905 году обширные путешествия Рейни привели ее в контакт с аутентичным кантри-блюзом, который она включила в свой песенный репертуар. «Ее способность запечатлеть настроение и сущность черной сельской южной жизни 1920-х годов, — отметила Дафан Харрисон в« Черных жемчужинах »-« Блюз-Квинс », быстро привела ее в восторг от толпы последователей по всему Югу».

Во время выступления с труппой Мозеса Стокса в 1912 году Рейни представили новобранной танцовщице шоу Бесси Смит. Восемь лет спустя Смит, Рейни, подружилась с молодым исполнителем. Несмотря на более ранние исторические свидетельства, приписывающие Рейни преподавателя вокала Смита, современные ученые в целом согласились с тем, что Рейни сыграла меньшую роль в формировании стиля пения Смита. «Ма Рейни, вероятно, передала часть своего певческого опыта Бесси, — объяснил Крис Альбертсон в примечаниях к« Гигантам джаза » , — но инструкция, должно быть, была зачаточной. Хотя они разделяли необыкновенную команду идиомы, две женщины доставили свои сообщения в стилях и голосах, которые были несхожими и явно личными. «

Ма Рейни и Бесси Смит

Блюз звезда

Около 1915 года Рейни гастролировала с Менестрели из Fat Chappelle. После этого они были объявлены «Убийцами Блюза» с Цирком Толливера и Музыкальной Феерией. Разлученная со своим мужем в 1916 году, Рейни впоследствии гастролировала со своей собственной группой, мадам Гертрудой Ма Рейни и Her Georgia Smart Sets, с участием хоровой линии, шоу Cotton Blossoms Show и карнавального шоу Дональда МакГрегора.

С помощью Mayo «Ink» Williams Рейни впервые записалась для лейбла Paramount в 1923 году (через три года после первой блюзовой стороны, записанной Мейми Смит). Уже популярная певица в Южном театре, Рейни вошла в индустрию звукозаписи как опытный и стилистически зрелый талант. Ее первая сессия, посвященная Остину и Ее Голубым Серенадерам, была посвящена традиционному номеру «Bo-Weevil Blues». Позже певица блюза, Виктория Спиви, позже сказала о записи, как цитируется в « The Devil’s Music» : «Никто в мире не мог кричать« Эй Боуевил », как она. Не так, как Ма. Никто».

В 1923 году Рейни также выпустила «Moonshine Blues» с Лови Остин и «Yonder Comes the Blues» с Луи Армстронгом. В том же году Рейни записала «See See Rider», число, которое, как заметил Арнольд Шоу в « Black Popular Music» в Америке , стало «одной из самых известных и записанных из всех блюзовых песен. (Rainey’s) было первой записью эта песня, дающая ей право на авторское право, и одна из лучших из более чем 100 версий «.

В августе 1924 года Рейни — вместе с 12-струнной гитарой Майлза Пруитта и неизвестным вторым гитарным аккомпаниатором — записали восемь блюзовых номеров «Shave ‘Em Dry». В примечаниях к «Блюзу» фольклорист У. К. Макнил заметил, что число «типично для выхода Рейни, вождения, неординарного вокала, сопровождаемого аккомпаниатором, который играет номер прямо. Ее артистизм оживляет то, что в меньших руках будет скучный, элементарный кусок. «

‘Down Home’ Blues Image

В отличие от многих других блюзовых музыкантов, Рейни заработала репутацию профессионала на сцене и в бизнесе. По словам Мэйо Уильямса, как указано в заметках к пьесе Августа Уилсона « Черное дно » Мауса Рейни в 1988 году , «Ма Рейни была проницательной деловой женщиной. Мы никогда не пытались обмануть ее. Во время пятилетней карьеры Рейни в студии Paramount она решила сократить почти девяносто сторон, большинство из которых были посвящены темам любви и сексуальности — непристойным темам, которые часто зарабатывали ей счет «Мадам Рейни». Как объяснил Уильям Барлоу в » Взгляд вверх на вниз»ее песни были также «разнообразными, но глубоко укоренившимися в повседневной жизни чернокожих с юга. Блюз Ма Рейни был простой, простой историей о разбитых сердцах, распущенности, выпивках, одиссеях путешествий, рабочих местах и бригада тюремной дороги, магия и суеверия — словом, южный ландшафт афроамериканцев в эпоху после реконструкции ».

С успехом ее ранних записей, Рейни приняла участие в промо-туре Paramount, в котором участвовала вновь собранная группа поддержки. В 1924 году пианист и аранжировщик Томас А. Дорси нанял участников для гастролирующей группы Рейни The Wild Cats Jazz Band. Будучи и директором, и менеджером, Дорси собирал талантливых музыкантов, которые могли читать аранжировки, а также играть в стиле «домашний блюз». Дебют Рейни в Большом театре в Чикаго на Стейт-стрит ознаменовал собой первое появление блюзового артиста в известном южном месте.

Рейни, одетая в длинные платья, покрытая бриллиантами и ожерельем из золота, имела мощное командование над своей аудиторией. Она часто открывала свое сценическое шоу с пением «Moonshine Blues» в кабинете огромной виктролы, из которой она вышла, чтобы поприветствовать почти безумную публику. Как вспоминала Дорси в «Восстании госпел-блюза» , «Когда она начала петь, золото в ее зубах заиграло. Она была в центре внимания. У нее были слушатели; они качались, они качались, они стонали и стонали, ощущая блюз с ней «.

Поздние годы

До 1926 года Рейни выступала со своими дикими джазовыми кошками в кругу Ассоциации бронирования владельцев театра (TOBA). В том же году, после того, как Дорси покинула группу, она записывалась с разными музыкантами на лейбле Paramount — часто под именем Ma Rainey и ее Georgia Jazz Band, в которую во многих случаях входили такие музыканты, как пианисты Fletcher Henderson, Claude Hopkins и Willie the Лев смит; тростниковые игроки Дон Редман, Бастер Бейли и Коулман Хокинс; и трубачи Луи Армстронг и Томми Ладнье. В 1927 году Рейни порезал такие стороны, как «Черная кошка, буйная сова» с Tash Jug Washboard Band. Во время своих последних сессий, состоявшихся в 1928 году, она пела в компании своего бывшего пианиста Томаса «Джорджия Том» Дорси и гитариста Хадсона «Тампа Ред» Уиттакера, создавая такие номера как «Black Eye Blues».

Хотя к началу 1930-х годов трасса TOBA и водевиль пришла в упадок, Рейни все еще выступала, часто прибегая к шоу в палатках. После смерти ее матери и сестры Рейни ушла из музыкального бизнеса в 1935 году и обосновалась в Колумбусе. В течение следующих нескольких лет она посвятила свое время владению двумя развлекательными заведениями — Лирическим театром и Эрдомом — а также деятельностью в баптистской церкви Дружбы. Рейни умер в Риме, штат Джорджия — некоторые источники говорят, Колумбус — 22 декабря 1939 года.

Наследие

Великий вклад в богатую американскую блюзовую традицию, музыка Рейни послужила вдохновением для афроамериканских поэтов, таких как Лэнгстон Хьюз и Стерлинг Браун, последние из которых отдали дань величественному певцу в поэме «Ма Рейни», появившейся в его 1932 году. Коллекция Южная дорога . Совсем недавно Алиса Уолкер считала музыку Ма Рейни культурной моделью афроамериканской женственности, когда она писала роман Пулитцеровской премии «Цвет пурпурный» . В черном жемчугеДафэйн Харрисон похвалила Рейни как первого великого блюзового сценического певца: «Добродушная, шокирующая Рейни любила жизнь, любила любовь и больше всего любила своих людей. Ее голос разрывается с сердечной декларацией мужества и решимости — подтверждение черной жизни. «