Понимают ли современные дети произведения А.С. Пушкина?
В произведениях Пушкина много русских слов, которые дети вряд ли знают. К примеру, в "Полтаве" есть такие строки:
Затихнув, челядь трепетала.
В груди кипучий яд нося,
В светлице гетман заперся.
Близ ложа там во мраке ночи
Смогут ли дети объяснить слова "челядь", "светлица"? Учителя помогают им в этом разобраться?
Ответы (12):
я, как бывший современный ребенок, могу сказать, что сказки Пушкина я отлично понимал. И до сих пор понимаю. Особенно мне запомнилась троица ткачиха, повариха и сватья баба бабариха. Я всегда над ними хохотал. Ведь они такие нелепые. Особенно повориха.
Я в защиту современных детей! Понимают и любят. Побывали бы вы на моих уроках музыки, когда мы проходим Чайковского "Евгения Онегина".Это ж не уроки музыки, а уроки жизни наверное!И заинтересовать их можно, только надо знать как.))))
На то и образование, чтобы узнавать и понимать что-то новое. Пусть ищут в словарях историзмы, архаизмы,развиваются. А учителя и родители им в помощь.
Смотря какие дети, во сколько лет. Когда я, будучи молодой мамочкой, решила сыночку года в 4 почитать обожаемого мной Пушкина, то поняла, что объяснять придется через слово. И я это дело отложила. А потом в школе он Пушкина учил с таким трудом! Мне было это так дико и непонятно, ведь у Пушкина в стихах столько музыки, он органичен как воздух. А позже прочитала, что Александра Сергеевича детям надо просто читать да хоть с младенчества, можно вместо колыбельной. В.Ворошилов, между прочим, своему ребенку (скольки-то там месячному, не помню) читал "Евгения Онегина", чтобы тот успокоился. Помогало. Моя дочка легко запоминает Пушкина, а "непонятности" мы разъясняем постепенно. Если не знать Пушкина, огромный пласт культуры, в том числе и поэзия "Серебряного века" пройдет мимо. Все начинается с детства. Любовь к поэзии тоже. Да и восприятие, память, общее развитие интеллекта на первых годах жизни интенсивнее проходит. "После трех уже поздно,"- писал Масару Ибука о многих вещах. Вот к поэзии Пушкина это точно относится.
Хорошие сейчас дети, добрые и все они понимают, нужно только РАЗГОВАРИВАТЬ с ними, а не отмахиваться. А Пушкина, мне кажется, надо не понимать, а любить. Дочке лет с пяти пыталась читать сказки и стихи его- никак. А уже перед школой она сама стала читать, причем книга старого издания, картинок мало и те черно- белые. И слов многих она точно не понимала, но от этого какая-то волшебность, что ли была. Потом уже стала она интересоваться смыслом непонятных слов.
Отвечу немного не по теме но просто накипело, о современных детях в целом.
Вот эти строчки, в ммоей памяти уже лет 10, и автора к сожалению забыл. Читал в журнале "Смена" 90-то какого-то года:
Ваши дети, от случайных браков, из унылых жековских бараков,
Из 200-х и 300-х блоков, не полюбят Пушкина и Блока,
Над судьбой Му-Му не зарыдают, и последних галок из рогаток,
Как врагов заклятых расстреляют, чтобы в жизни не было загадок...
Понимают ли вообще что-то?
Вспоминая школу и уроки литературы, скажу, что в понимании серьёзных произведений были замечены лишь несколько человек из нашего класса. Но мы не понимали ни произведений, ни понимающих их, ни смысла программы по литературе.
А Пушкина?
Александр Сергеич попроще Фёдора Михайловича, но ничего "детского" я в его произведениях не замечала. Ну как можно было любить и понимать "Капитанскую дочку", например? (напомню, что попытки понимания происходили не в 30 и не в 20 лет, а гораздо раньше).
Но не Пушкин в том виноват. И не школьники даже. А те методисты, которые составляли программу. Не нужно было путать "Золотую рыбку" с "Онегиным", а "Балду" с "Дочкой".
Нужно всё упрощать, тогда и Пушкин любим станет.
Может и есть некоторые слова - которые сейчас не употребляются - но ведь на то и интернет есть - как раз современные дети при желании могут узнавать очень много, а вообще сказка Пушкина сем детям знакомы и мне кажется даже более понятны чем произведения современных авторов.
А должны,что ли? Это ужас -когда сами учили,еще ничего,но когда дети -вот тут-то проняло! Как можно детишек заставлять учить темы из взрослой жизни,откуда им знать,как они поступили бы на их месте -какого нибудь старика там или тетки,когда они дети??? Что голову людям морочить? Обучение вообще,я считаю,возможно только при наличии спроса -внутреннего запроса,а не насильно пытаясь им что-то там впарить.Сначала научили бы понимать их,ЗАЧЕМ это нужно,потом,кто хочет,учили бы тему.Откуда понять там! Если процент 1 детей,слава богу!
Мне кажется, что произведения А.С.Пушкина действительно сложны для восприятия детьми. Но их им необходимо читать, дабы они развивают умственные способности детей. Я где-то читала статью, что именно произведения А.С. Пушкина улучшают память, хорошо развивают воображение, повышают интеллект. Я своим перед сном читала "Домик в Коломне" - это произведение успокаивает нервную систему. Правда, читала вечерком по несколько абзацев - даже для меня прочтение сложновато.
Пробовала читать дочери сказки Пушкина, даже книги нашла с красочными иллюстрациями и чтобы на каждой странице. Интересно ей слушать только моменты из Царя Салтана, где насекомые кусают невесток, да про белку. Сказку о золотой рыбке не воспринимает вообще никак. Есть и мультфильмы по сказкам Пушкина, старые советские. Я смотрю с удовольствием, а дочка говорит: "Страшный мультик, выключи". Думаю, что еще не пришло время для этих произведений.
Когда я читала своим детям лет в 5-6 сказки старинные, то приходилось без конца объяснять значение слов, рассказывать об условиях жизни того времени. Например, "Сказка о Золотой рыбке" надо объяснить, что такое невод, что такое корыто и т.д., показать это на картинке и пока всё это делаешь, сказка уже не увлекает и не интересует. Дети, когда повзрослели, с удовольствием стали читать произведения Пушкина.