Понимают ли современные школьники произведения классиков?
Ответы (8):
Я думаю, никакие не понимают - ни современные, ни бывшие. Например я, честно получая пятерки по литературе в школе, просто выполняла довольно нудную работу. И только позже, перечитывая эти произведения, смогла оценить. Не для школьного возраста это (в основном), как мне кажется. И больше того, не вовремя прочитанное, да еще насильно, может отбить напрочь охоту прочитать это позже.
Но, может кто-то был глубоким и вдумчивым уже в школьные годы, кто знает!))
Что бы понимать - нужно думать... анализировать... читать, наконец! И не один раз, но многократно. Способны ли на это современные школьники? Не все.
Некоторые книги понять проще. Некоторые - приходится "переводить" на современный язык (подстраивать под жизненные реалии). Познания в географии, в истории, в биологии... в философии и в психологии, наконец, открывают многие "школьные" книги с совершенно новых сторон. Занимается-ли этим кто-нибудь на школьной скамье? Немногие, полагаю.
Понимание приходит с опытом. Опыт приходит со временем. Современные школьники редко тратят время на то, чего не понимают изначально. Лишь немногие, кому, например, нечем заняться или те, кто просто любит читать, занимаются подобным. Не всегда - в школе. Иногда раньше (младшие классы), иногда - много позже. Понимания у общества это, как правило, не вызывает. Перечитывая том детских сказок в студенческой среде, молодой человек обязательно станет объектом насмешек. "Ну что ты теряешь время?" - будет сказано ему - "Перестань заниматься глупостями и иди с нами в клуб!". Читать нынче - не модно, увы. Но проблема, успешно преодолеваемая на протяжении веков, сегодня становится особенно актуальной - ведь океаны информации окружают нас ежедневно, и без надежного "фильтра" человек никогда не найдет ни времени, ни сил на прочтение и последующее осмысление содержательной книги. Это замкнутый круг. Неспособный осмыслить, ученик не заинтересован в продолжении изысканий.
Я думаю, если школьникам повезло с учителями, они все поймут и будут читать и любить литературу, сложную, умную, любую, кроме книжек-поганок, рассчитанных на одноклеточных читателей.
Я уже писала о том, что нет неинтересных уроков, есть скверные учителя, которым самим-то скучно после лекций в пединституте перечитывать что-то заново, а не только донести свой восторг, любовь к какому-либо произведению до своих подопечных.Мельниковыми становятся, а не выпускаются из педвузов.
Где-то в Принципе Питера, кажется, было про учителей, лучшими из них считаются те, кто вдохновляет своих учеников.
В семье могут не читать, но школа-то должна научить маленького человека видеть в книге не способ избавиться от дорожной скуки, а учителя, друга, интересного рассказчика, путеводитель в иной мир и т.д.
Мы еще в классе 4 в очередь становились за комедиями Бомарше, потому что слушали
"Севильского цирюльника", читали Мериме, потому что любили Бизе.
Школьная программа по литературе строится так, что она немного опережает психический возраст ребенка. Но так и должно строиться образование. Произведения наших классиков написаны 150-200 лет назад. Конечно, встречаются слова, понятия, непонятные нашим школьникам. Но если в семье родители читают, уважительно относятся к литературе, то современному ребенку хочется прочитать и единственный в мире роман в стихах, и "Войну и мир". А эти произведения и взрослому-то человеку порой трудно понять. На это есть родители, учителя, старшие братья и сестры, которые объяснят ребенку, ЧТО значит то или иное слово, выражение. Ребенок должен воспитываться на прекрасном: музыке, картинах, литературе и т.д. А если ребенок что-то из этого не понимает, то надо ему объяснять, а не использовать второсортное, более понятное.
Я с удовольствием прочитала "Войну и Мир" Толстого, прочла три тома ... и тут мы это произведение начали учить в школе ...
На мой взгляд надо просто читать и пересказывать, но не читать критиков! Я не смогла дочитать эту книгу, потому что из кругло-квадратной идиотки Наташи Ростовой в школе сделали романтического персонажа. Ее инфантилизм и стремление продать себя как можно дороже превратили в утонченность и черт знает что еще.
Может быть сейчас я бы получила удовольствие от классического произведения, но вот те искореженные образы, заложенне в школе уже не дадут оценить произведение так как оно написано
Произведения классиков, которые есть в школьной программе минимум процентов на 50% недоступны возрастному пониманию этих самых школьников. Не на 16ти летнего читателя "Война и Мир" расчитаны. Но! Очень часто хочется перечитать с возрастом именно то, что читал в детстве и юности, и касательно чего чувствуеш недопонимание. И это касается школьников разных годов.
Потому изучать в школе это необходимо - формируется интерес к такой литературе, иногда подсознательный.
Не все понимают эти произведения - кто то с первого раза вникает и осмысливает содержание, кто то литературой не интересуется и им не понятно содержание того что в них пишут.
В большей степени это зависит от расположенности ученика к таким предметам как русский язык и литература. В мое время к урокам этих предметов отводились даже дополнительные часы и было интересно учиться. Когда читаешь какой- нибудь рассказ на этих уроках у учеников появляется неподдельный интерес к произведениям наших классиков.