Умирает ли советская сатира? Её заменяют стендап-комики?

Писатели-сатирики типа Жванецкого, Задорнова, Арканова, Трушкина итп, уже не в почёте. Точнее, почитают их такие же люди пенсионного возраста. Их скоро забудут? Уходит эпоха? Нынешняя молодёжь слушает больше стендап-комиков? Или таких мастодонтов сатирического цеха всё равно будут помнить и цитировать ещё долго и даже современное поколение?

4

Ответы (5):

4

Советская сатира давно умерла.

Сегодня сатира как вид эстрадного искусства вообще отсутствует на эстраде.

Её заменяет пошловатый юмор о тёще и пьянстве.

Писатели - сатирики и артисты - сатирики- это совершенно разные люди.

Писатели , на мой взгляд вышли на эстраду просто потому- что артисты такого уровня как Аркадий Райкин просто отсутствуют на эстраде.При тоталитаризме и несвободе Райкин почему то не боялся критиковать недостатки советского быта и советского строя- а нынешние артисты почему то бояться критиковать недостатки общества.

Стендап - комики это недоразумение на эстраде.Это- некая художественная самодеятельность , крайне непрофессиональная- но пытающаяся изобразить некую сатиру. Получается плохо.Уровень не тот.

4

По мне так "безвременье" в деле сатиры (да и юмора тоже) наступило с тех времен, когда объекты советской сатиры - советские же бюрократы и хапуги - канули в лету. Или резко "перекрасились".

На место объектов советской сатиры пришел сонм новых, и более жестких и чудовищных персонажей. Но шутить на эти темы стало уже неинтересно - вроде бы никто их не защищал и не взращивал специально - они сами выросли как сорняки из нашей же среды, наших друзей, знакомых и родных. А стоит ли сатиричествовать против необъятных полей сорняков? Да они плевать хотели на ту сатиру - росли и растут себе, пока не придет кто-то с косой (а может, и не придет, за 30 лет ведь так и не пришел). И кого косить - себя-родного?

После распада СССР наступила, быстро ли, нет, эпоха КВН и его производных. Кто-то пошел по следам театральных юмористов (типа Уральских пельменей), кто-то ушел в стендап. На мой вкус, и то и другое сильно не дотягивают до уровня профессиональных сатириков (и писателей, и артистов) советского времени.

В среде любителей убогого самодеятельного стендапа принято честить Петросяна, даже придумали мем "петросянщина", обозначающий не совсем адекватных (по их мнению) любителей творчества этого артиста и его команды. Но слушать унылое д.. творчество самих доморощенных стендаперов - еще более тошно. И я скорее выберу Петросяна, нежели некого Васю Пупкина, который рассказывает дебильные, высосанные из пальца, истории с матами о том, как он "снимает" девок на улице. Вот интересно-то! И зал ржет. И в зале считают себя элитарными слушателями (по сравнению с потребителями "петросянщины"). Почти так же, как пользователи соцсетей-смотрители/­читатели постов про секс и котиков считают себя более продвинутыми, чем уходящие в лету читатели книг.

Все уходит в лету:

  • и хорошая популярная музыка;
  • и хорошие добрые фильмы;
  • и хороший добрый юмор;
  • и сама доброта и хорошесть.

И качественная сатира тоже уходит.

Пока есть Жванецкий, смотрите, слушайте. Ему 85.

3

Советская сатира умерла вместе с Советским Союзом - сатира не может продолжать жить, когда её объект исчезает.

Если же вы говорите о сатире уровня Жванецкого (других ныне живущих сатириков времён СССР я и не знаю) - то такая сатира вообще товар штучный и сатирики вроде Жванецкого появляются редко.

Показателен фрагмент из фильма "Гараж" где один персонаж сообщает, что занимается русской сатирой 20 века, а второй замечает "У вас потрясающая работа, вы занимаетесь тем, чего нет".

Но как раз в СССР сатира была - для сатиры нет лучшей почвы, чем государственная цензура.

Нынче же государственная цензура ослабла.

Сатирик не найдёт поля деятельности для себя там, где на интересующие его темы можно говорить открыто и прямо. А тем закрытых немного и аудитория этими темами интересующаяся невелика.

Стенд-ап комики не заменяют сатиру, они к ней не имеют отношения совершенно: если из дома выбросили книги Оскара Уайлда и стали травить анекдоты на кухне, это не значит, что сатиру заменили анекдоты: Уайлд остался, и Жванецкий остался просто стало меньше потребителей их продукта. Комики и сатира несовместимы - потребителей юмора уровня стенд-ап комиков становится больше чем потребителей сатиры, но стенд-ап юмор не заменяет сатиру - он её вытесняет.

Это как есть травоядные, а есть плотоядные. Если плотоядных становится больше а травоядных меньше, то это не значит, что плотоядные заменили травоядных, это не значит, что травоядные стали плотоядными - это значит что плотоядные вытеснили травоядных, а не заменили их.

В общем, для сатиры как таковой, условия не лучшие нынче - с одной стороны условия объективно хуже для того чтобы сатирику было где развернуться, а с другой стороны всё меньше становится любителей сатиры.

2

В фильме Рязанова "Гараж" есть эпизод, где героиня Остроумовой отвечает герою Костолевского, что занимается "нашей" советской сатирой. А Милосердов младший отвечает, что у нее удивительная профессия, занимается тем, чего не существует.

Так что не все считали, что советская сатира вообще существовала, оно и неудивительно, ведь цензура была более, чем жесткой. Но вот что бы ни говорили и не писали про то, что советская сатира умерла или умирает, что на сцене теперь не сатирики, а недоразумение, но все равно невозможно вычеркнуть целый пласт из истории развития юмора и сатиры, так или иначе все современные сатирики и юмористы вышли не из ниоткуда, а также как и все мы смотрели, читали и впитывали тексты предыдущих поколений юмористов сатириков.

Стендап-комики - это просто очередное направление в развитии сатиры, артисты ищут новые способы выступать перед публикой, есть действительно смешные выступления, но не может все быть идеальным, это в принципе невозможно. Куда больше пугает стабильный успех Петросяна и компании, вот уже действительно недоразумение, но видимо кому-то нужно и такое, хотя не знаю лично ни одного человека, который бы смотрел эти передачи.

2

Знаете, вот как бы уже ни надоели эти многочисленные современные юмористические шоу - выкидыши КВНа, но тем не менее, они несут в себе некоторые традиции советской сатиры. Вот,например, смотришь, тупо ржешь, но нет-нет, да и продернут кого-нибудь чисто по-советски - остроумно и косвенно, напрямую никого не называя, но догадаться можно сразу. Пробовал сейчас найти такие фрагменты, но это долго, надо весь концерт пересматривать. Но такие моменты есть и в Уральских пельменях, и в Дизель-шоу, и в Камеди вумен.