Действительно ли творчество Толстого для детей абсолютно бездарно?

Читал как-то статью, приведу оттуда примеры.

1)Рассказ "черепаха" от первого лица. Сюжет- главный герой запнулся о камень. Поднял его, а оказалось, что это черепаха. На лицо черепахи ему не понравилось, он вырыл яму и закопал черепаху живьем.

Особенный упор сделан на слово Толстого "лицо" и дано сравнение с Чеховским "ейной мордой [селедки] мне в харю натыкала". Ну и зверство с закапыванием черепахи подчеркивалось.

2)2 девочки собирали ягоду. Маленькая переходила через рельсы- а тут поезд идет. Она легла между рельсами, поезд хоть и затормозил, но поздно. Так и проехал. А она встала, отряхнулась и дальше пошла.

И это рассказ тоже для детей- абсолютное пренебрежение техникой безопасности. В реале такую девочку поезд размазал бы по шпалам метров на 200. А ведь, когда я читал этот рассказ в школе, наверное, в третьем классе, тоже возникло желание залезть под поезд, как та девочка!

Можно ли по этим двум примерам признать рассказы для детей Толстого абсолютно бездарными?

2

Ответы (10):

2

Гений во взрослой литературе, Толстой был совершенно невыносим во всем другой, за что бы он ни брался: начиная с шитья сапог и пахоты и заканчивая педагогикой и медициной. Аналогичный случай - Мандельштам, который писал замечательные стихи, но его переводы, детская лирика хуже, чем у школьника-двоечника. Толстой, создатель гениальной психологической прозы, вместо детских рассказов пишет какие-то чудовищные гротески, какой-то абсурд в стиле Хармса или же ужастики про сливовую косточку, как все вокруг засмеялись и только один Ваня заплакал. Может быть, с ребенком у Толстого нет контакта потому, что вопросы, которые его волнуют, слишком серьезны.

10

У меня такое впечатление, что вы несколько подзабыли рассказы Толстого. "Черепаха" - там Л.Н. в доступной форме рассказывает об этом животном. А носится с черепахой и зарывает ее охотничий пес рассказчика. Так что никакого юродства нет - есть просто зарисовка. Там более - все знают как "зарывают" псы - чисто формально. Во втором рассказе - Толстой пишет о том, как девочку чуть не задавил поезд, потому что она не поняла куда надо убегать и, рассыпав грибы, собирала их. Спасло девочку лишь чудо. Так что с воспитательными моментами у Толстого все нормально :) И для детей это хорошие рассказы. Гениальный писатель - и неважно, можем ли мы это понять, или нет. :)

6

И не стыдно повторять глупости из какой-то там статьи? Не проще ли обратится к первоисточникам? 1) Познавательный рассказ о незнакомых для основной массы русских ребятишек черепахах и природных взаимоотношениях животных. Охотничий пёс по кличке Мильтон "когда вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землею." (Ч И Т А Т Ь !)

2) ДЕВОЧКА И ГРИБЫ (**Ч И Т А Т Ь ! \найдя на странице**)

Видимо это рассказ по следам реальных событий "репортёрского" плана.

Оба сюжета из реальной жизни. Такой реализм был нормой. Это памятник реалистичной обучающей языку незамысловатой литературы того времени, с ныне "устаревшими" подходами, как по форме, так и по педагогическим соображениям.

Ну не повезло, в общем то, нормальному специалисту тогдашней словесности, что большевики сделали из него классика литературы из-за его "отлучения от церкви", иезуистски гнобя его подхваченную людьми философию, уже проявленную в педагогике и в движении "толстовцев" жизненной практики.

6

Рассказ был и остается гениальным, поскольку Вам после его прочтения захотелось залезть под поезд. В этом гениальность писателя, он Вас заворожил.

Толстой - гениальный писатель.

Другое дело - какой он педагог)

Или философ. К примеру меня его "Исповедь" не впечатлила. Ни аргументацией, ни слогом. Но есть люди, которым нравится.

Так что, мне кажется, назвать его рассказы "бездарными" нельзя.

2

Возможно, Толстой был плохим педагогом, но не писателем.Что бы понять его произведения, нужно почувствовать его время.Я хорошо помню его рассказ про девочку и поезд, даже картинка стоит перед глазами.Вспомните, с какой скоростью тогда ходили поезда, поэтому вполне реально, что такой случай мог произойти. Большой заслугой была написанная им Азбука для детей. По ней он и его продолжатели учили крестьянских и других детей грамоте, в то время это было очень важным событием.На основе этой азбуки появились будущие буквари и пособия по обучению детей чтению.Насчёт черепахи,конечно, перегиб, но жизнь у крестьянских детей была суровая, возможно гибель живого существа не воспринималась ими так остро.

2

Во-первых, Толстой писал для крестьянских детей, поэтому писал нарочито примитивно. Во-вторых, писал в соответствии с педагогическими представлениями тех лет, с высоким уровнем назидательности. В-третьих, в его рассказах отражены сильно устаревшие реалии. Поэтому для современных детей обычно его рассказы не слишком подходят.

2

Именно в детстве я прочитал не мало произведений этого писателя.Например,его "Булька" до сих пор стоит у меня перед глазами.Не думаю,что его творчество для детей,особенно растущих на природе, потеряло свою актуальность и уж,конечно,не может быть названо бездарным.

1

До такой литературы нужно дорасти. Дети неспособны понять ее, так как не имеют жизненного опыта.

0

А вы не пробовали прочитать рассказы в целом? Не выбирая по предложению, а подряд весь текст? Я с удовольствием читала сказки Л.Н.Толстого своей дочке, когда она была совсем маленькой. Очень поучительные и интересные произведения. А если кто-то считает и называет Л.Н.Толстого плохим педагогом и плохим писателем, так этим самым он характеризует себя: низкий интеллект, безнравственность. Рассуждать о бездарности Толстого могут только люди с душою Шарикова (на всякий случай: Полиграф Полиграфович Шариков - персонаж повести Солженицына "Собачье сердце").

-3

Скорее не бездарными, а просто глупыми. И даже вредными. Лев Толстой, со своей философией задолбал всех. Его, любят только те идиоты, для которых, в жизни самое главное слово - обязан. Вы обязаны любить! Пушкина,Чайковского,Цветаеву,Пастернак и т.д. Как можно обязать человека любить? Тем более, что в понятие любить, я, и не только я, вкладываю несколько иной смысл. Почему, я обязан любить Цветаеву? Я что похож, на некрофила? Вы обязаны любить президента, за него проголосовал народ. Простите. Если еще бы, сказали уважать, я бы подумал, но не долго. Для того, чтобы уважать народного избранника, я должен уважать народ. А вот, этого не будет. Только потому, что какой избранник, такой и народ.