Почему в русском фольклоре и эпосе уменьшительно-ласкательно называются?
*самые неожиданные вещи? Например: смертушка,туманушка?
Ответы (4):
Это связано с перебором струн на гуслях. Пальцы проводились по струнам плавными движениями, в такт пересказу-перепеву. Если пропевать короткие слова, оканчивающиеся резко, то это выбивается из ритма мелодии. Не в лад. Слова и музыка должны быть скЛАДными между собой. Отсюда смягчение и удлиннение более короткого, обрывающегося. Позднее, когда гусли запретили те, чьи религиозные чувства сегодня запрещено оскорблять под страхом уголовной ответственности, поэты стали применяться наоборот, сокращать гласные в словах, потому что стихи стали "сухими", ритмическая структура стала жесткой без музыкального сопровождения. Хотя, эти приёмы также старые, но применялись по необходимости. Но гармония ушла и сжалась до понятийных дефиниций словесных. А в старом обычае гармония была многоуровневой. Для души, а не для мозга. Частично традицию попытались возродить в форме рок-опер. Но, ИМХО, не очень. Всех благ.
Уменьшительные суффиксы не всегда бывают ласкательными (доченька, сыночек, лошадушка, лапочка и т. п.), но иногда они придают не ласкательную, а пренебрежительную, уничижительную окраску – не человек, а человечишка; не мужик, а мажиченко; не сотрудник, а сотрудничек; не город, а городишко, не костюм, а костюмишко и т. п.
Я считаю, что во-первых так делали, чтобы смягчить значение слова (например, в какой-либо песне "смерть" будет неуместно, а "смертушка" вполне сможет это заменить), а во-вторых часто произведение нужно было пропеть и применение уменьшительно-ласкательных суффиксов облегчало эту задачу.