Почему русский первопечатник Иван Федоров переехал из Москвы во Львов?
Каковы причины его уезда ?
Ответы (2):
Иван Федоров начинал свою печатную деятельность в Москве, но здесь же он столкнулся с конкурентами, в лице рукописных переписчиков, которые боялись, что они останутся без работы. Постоянные нападки последних очень мешали работе и развитию типографии. Последней каплей стал поджог мастерской, поэтому он переехал в Великое Княжество Литовское.
Но это одна из версий таких действий. Вторая говорит о том, что его специально отправили в город Заблудув, Княжества Литовского, для поддержания и развития православия перед заключением важной Люблинской унии.
Скорее всего, обе версии верны и только рассматривая обе, можно составить полную картину происходящего. Иван Федоров, сам писал, что в Москве ему завидовали и недолюбливали, обвиняли во всем подряд и мешали работе. В других городах, а он печатал книги не только во Львове, ему работать было намного спокойнее.
Фёдоров, судя по имеющимся данным, не был первопечатником в полном смысле слова.
Его первая книга была выпущена в 1564 году, а уже в 1550-е годы, как известно, вышло семь различных печатных изданий. Где располагалась выпустившая их типография и кто именно ей руководил - доподлинно неизвестно.
Что касается мотивов переезда, то общепринятой считается версия конкурентной борьбы. А именно, что переписчики книг вручную получали немалые деньги и не собирались просто так расставаться со своими доходами. Луддиты этакие.
Если исходить из личной переписки самого Фёдорова, то там упоминаются преследования со стороны церковников. Впрочем, одно другому не мешает. Ведь те же переписчики работали при монастырях в основном, и соответственно, затрагивались материальные интересы церкви.
Есть основание полагать, что подобным образом относились к книгопечатанию во всех христианских странах. Духовенство везде и всюду распускало слухи, что печать книг "дьявольское дело", и самые первые издания (инкунабулы) повсеместно маскировались внешне под рукописи. Можно предположить, что некоторые, самые дальновидные церковники быстро догадались не только о том, что выпадает существенный доход от переписывания книг, но и возникает риск духовной монополии на распространение информации, на образование и т.д.