В чём сходство и в чём отличие американских городов от европейских?
Ответы (1):
Несколько неожиданный вопрос, который к тому же вряд ли имеет достаточно надёжный ответ... но попробую.
Как по мне, основное отличие между городами Европы и Сев. Америки (Мексика не в счёт) в том, что у европейских городов есть история, которая сохраняется и охраняется. В том числе - и даже прежде всего - сохраняется исторический облик городов.
Американские города, вообще говоря, тоже вполне почтенного уже возраста. Многие даже постарше Петербурга будут. Но вот европейского благоговения перед "историческим обликом" у них нет. Поэтому запросто можно увидеть рядом и современные небоскрёбы, и здания 17-19 веков. Запросто можно найти случаи, когда старые и даже старинные здания сносились ради строительства на этом месте чего-то более нужного с их точки зрения.
Второе отличие - понятие центра. В европейских городах центр города практически всегда означает именно исторический центр. Это либо царский/королевский дворец и площадь перед ним, либо ратуша, либо какой-то старинный кафедральный собор. В противоположность этому, в американских городах центр города - это прежде всего деловой центр, а не исторический и не архитектурный, и поэтому отношение к нему вполне себе утилитарное (напомню, что в США никогда не было собственного монарха, постоянно проживавшего где-либо на территории страны, и вообще на монархию и монархов они клали с прибором. В Канаде к британской монархии отношение почтительное, но вот поскольку оные монархи там никогда не жили, то и соответствующей архитектурно-смысловой доминанты у них тоже нет). Что надо - то и строят, а надо построить что-то новое - фигня вопрос, снесут старое, а даже не очень старое, и построят это новое.
Ещё отличие американских городов от европейских - планировка. Не везде, конечно, но много где планировка смахивает на миллиметровку: "параллели и меридианы". Одни улицы идут строго вдоль, другие строго поперёк. Это даже нашло отражение в математике - "манхэттенская метрика", когда расстояние между двумя точками измеряется не по прямой (в евклидовом смысле расстояния), а "по катетам". Причём Манхэттен ещё не самый наглядный пример такой планировки - взгляните на топографию Тусона (Tucson), шт. Аризона, на структуру Торонто...
В противоположность этому, планировка большинства европейских городов абсолютно иррегулярная. Вот какой она сложилась во времена конных экипажей - такой и осталась (в Париже, впрочем, в своё время была проведена значительная реконструкция со сносом и полной перестройкой старых районов, на месте которых теперь Елисейские поля). На этом фоне особняком стоит разве что Петербург, в силу исторических причин: он практически с момента основания строился как столица крупнейшей империи - и поэтому не стихийно, а по продуманному плану.
И ещё одно отличие, тоже связанное с возрастом и с той лёгкостью, с которой они готовы перестраивать свои города: парковки и дороги. США (как и Канада) - страны, заточенные под массовый автомобиль. Поэтому даже в старых городах там довольно широкие улицы с многополосным движением и огромной площади парковки вблизи торговых центров. В европейских городах, особенно их центральных, старых, районах, просто нет достаточно места как для таких улиц, так и для таких парковок.