Чем отличается игра талантливого актёра от игры бездаря?
"Ах, как сыграл этот актёр! Он великолепен в этой роли!" и "Ой, он был ужасен, неужели не могли подобрать кого-нибудь другого?". Вряд ли найдётся человек, не способный отличить хорошую игру от плохой. А как сформулировать, выделить и систематизировать отличительные особенности "плохой" игры от "хорошей"?
Ответы (5):
Для тех, кому лень читать, сразу советую перейти к последнему абзацу.
Зачастую за актёром можно наблюдать в реальной жизни, когда он даёт интервью. Или хотя бы можно сравнивать одну его игру с другой. Есть актёры, созданные для одной роли: их приглашают играть в разные фильмы похожих персонажей, и они делают это, ничем не выделяя каждого героя. Яркий пример тому Джейсон Стэйтем, из фильма в фильм показывающий нам угрюмого убийцу. Таких людей я не считаю хорошими актёрами, ведь они даже и не играют по сути, а просто показывают самих себя.
А есть (ну, может кто-то с этим поспорит, мне, в общем-то, всё равно) настоящие гении. Их невозможно сравнить с другими героями, ведь каждый раз они разные. Даже свою привычную мимику им удаётся скрыть. До недавних пор держал Джонни Деппа ("Пираты карибского моря") в этом списке гениев, но глянул другие фильмы, и увидел, что всё же иногда проскальзывает его "настоящая" улыбка. Хороший актёр не оставляет НИЧЕГО от своей личности, полностью вживаясь в роль. Нет, Джонни, конечно же хороший актёр, но чуток не дотягивает.
Примеры хороших актёров на мой взгляд. Том Хэнкс. Многие смотрели Форрест Гамп. Я смотрел его ещё лет десять назад, а может и больше, и даже не знал кто такой Том Хэнкс. Позже я видел другие фильмы с ним, и не думал, что ЭТОТ человек сыграл Форреста Гампа. Как только до меня, наконец, дошло это, я был действительно удивлён. Хотелось воскликнуть: да это же совершенно разные люди!
Хит Леджер, сыгравший Джокера в тёмном рыцаре. Конечно же, там ему очень помогает грим, но, чёрт возьми, это гениально. Я до последнего не догадывался, что это за актёр (имени тогда я его не знал), а ведь многие узнают его по роли в "Истории рыцаря"!
Примеров привести можно целую кучу. Я, увы, всех не упомню. Хотя Дастина Хоффмана в "Человеке дождя" не могу не упомянуть. Хотелось бы ещё сказать про Шона Пенна в фильме "Я - Сэм", но тут мне особо сравнивать не с чем.
Есть и актёры одной роли (не путать с вышесказанным). Это те люди, которые отлично играют в одной-двух постановках, благодаря тому, что режиссёр "угадал", поставил нужного человека. Из известного можно привести в пример Гарри Поттера и Властелина колец. В последнем нельзя назвать актёрскую игру гениальной, но она хороша именно потому, что каждый человек соответствует своей роли, отлично в неё вписываясь с минимумом усилий.
Вкратце: человек, актёр, которого невозможно узнать по мимике, жестам, движениям - настоящий гений, способный полностью перекроить себя для того, чтобы максимально приближенно отыграть роль своего персонажа.
Хорошего актера или актрису определяете для себя по той органичности, естественности, с которой он или она играют (даже трудно сказать так, они просто живут этой ролью) ту или иную роль. Вы даже в этот момент и не вспомните сакраментально:"Не верю!"
Вы доверяете такому актеру полностью, следите за малейшими изминениями мимики, жестами, интонацией. Если актер театральный, он каждый вечер одну и ту же роль играет чуточку, да по-другому.
Вспомните гениальную пару в спектакле театра им.Моссовета"Дальше - тишина". Как определить меру таланта, профессионализма в их игре. Все настолько просто, естественно и... гениально.
Еще почему-то вспоминается очень интересный фильм "Успех" с Леонидом Филатовым. Он играет так талантливо этого незаурядного, азартного режиссера,что трудно понять, где эта отличительная грань, или он и есть этот самый, живущий театром, весь погруженный в него сумасшедший режиссер. Это игра талантливого актера или это сама жизнь?
Пишут о свойственных актерам однотипных ролях, в которых они блистают,но ничего другого сыграть уже не могут. Пример с Андреем Мироновым. Талантлив в легких комедиях, блеск и успех. А есть и другие грани таланта этого актера, где он оказался совершенно иным, что и доказывает незаурядность и глубину его, как человека и актера.
"Фантазии Фарятьева", "Мой друг Иван Лапшин", в этих фильмах совершенно другой Миронов.
Ролана Быкова представляют прежде всего Бармалеем, комиком, шутником, а он талантище другого плана, что и видно в роли еврея из "Комиссара". Вот вам и отличие посредственного актера от талантливого.
У посредственного все и получается посредственно и одинаково, просто говоря, ему неоткуда привнести глубины в разные роли, он либо ненаучен (а научить быть разнообразным можно, что демонстрируют актеры американские, французские), либо просто туп и глуп, ничему не учится у жизни, у товарищей по цеху, чтобы потом этот накопленный опыт претворить в роль, чтобы она заиграла другими красками, стала ярче, чем даже ее написал автор.
я здесь просто даже и не пишу о наших сегодняшних молодых так называемых актерах сериалов и плохих фильмов. Минимум мимики, пустые лица, пустые глаза, о разнообразии в интонации они,видимо, и не слыхивали, нелепость и нелепость, а не игра.
О какой значимости, глубине может даже идти речь, смешно. Так, поделки для незамысловатого и неискушенного зрителя, которому важно, чтобы все было понятно и так, как в жизни.
Кто обратит внимание, насладится мгновением, когда в "Незаконченной пьесе" Михалкова Елена Соловей поднимает голову при словах Платонова, сказанных в насмешку над глупостями ее мужа, тот поймет, что значит талантливая игра.
Как незаметно, но так нам понятно изменяется ее лицо в какую-то долю секунды. Мгновение...и она другая. Вот где талант. Главное, нам все понятно, что актриса хочет сказать этим мгновенно, в долю секунды изменившимся лицом. Наблюдать такие мгновения, улавливать их в игре настоящих актеров - это большое наслаждение.
Примеров так много, что пора уже и остановиться.
Вспоминается к случаю еще роль Ростислава Плятта в фильме Марлена Хуциева "Послесловие". Вот где талант, азарт, упоение ролью, искренность, естественность, особенно в сцене грозы. А роль, кстати, особенного материала и не предлагает, но талантливый актер "слепит" ее так, что запомнишь.
Согласна с вышеперечисленным, настоящий актер во всех своих ролях будет разным, точнее сказать, ему режиссеры будут смело давать разные роли, зная, что он справится, а не вешать на него ярлык "супер-герой", "полицейский в отставке", "одиночка" и прочее. Действительно, актеры вроде Стетхема везде одинаковы - мимика, характер, стиль одежды... Скучно! На мой взгляд талантливыми актерами являются Джон Траволта и Николас Кейдж (никогда не забуду фильм "Без лица" - пример гениальной актерской игры), Джонни Депп, Уилл Смитт, Брендан Фрейзер, Патрик Суейзи, Джордж Клуни, из актрис нравится только Мила Йовович.
Вопрос,на который нет ответа.Нет такой формулы или прибора,которым можно было бы измерить талант.Я, например,знаю людей,которые считают,что Мягков очень хорошо играет пьяных(Лукашин или Карандышев).Как им доказать,что это чудовищно бездарно?Как им доказать,что Лебедев в "Мещанах"-гениально?
А есть люди у которых все просто(см.выше):Раньше все актеры были хорошие,а сейчас все плохие.И хоть ты раздолбись,не докажешь,что Ксения Раппопорт на порядок выше Татьяны Самойловой.
Очень часто талантливые актеры становятся "не удел", многие становятся заложниками одной роли. А в основном, талантливые остаются бедными, и невостребованными, а многие бездари заполнили наш экран. Хотя есть исключения.