Мандельштам «Образ твой, мучительный и зыбкий» — в чём смысл стихотворения?
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» — сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...
1912
В чём смысл стихотворения для Вас ? Что вы в нём увидели, почувствовали?
Ответы (2):
У меня как-то возник спор с одной очень умной и образованной женщиной о содержании и цели поэзии. У меня был в приоритете именно смысл, она же мне возражала, что поэзия самодостаточна, в ней главное образы и настроение. Со временем я пришла к этому пониманию поэзии. Наверное немного подросла. Именно чувственная сторона поэзии мне стала важнее, именно настроение, создаваемое стихотворением, атмосфера, ощущения. Вся эта зыбкая и эфемерная субстанция, часто не выразимая словесно.
Что касается этого стихотворения...1912 год, время декаданса. Это стихотворение укладывается в общее настроение. Ускользающая мечта, неясность будущего, ощущение неустойчивости, неверности мира и потерянность в нем человека. И вдруг невольное нечаянное обретение опоры, которая дает освобождение от сомнений и неуверенности. Это лишь мое, ни на что не претендующее, собственное прочтение.
Думаю, в одну из многочисленных одиноких прогулок молодой Мандельштам грезил о своём идеале женщины. Не зная какой она должна быть, в безрезультатных попытках осмыслить образ, Мандельштам находит его мучительным и зыбким, таким, что находится в тумане мыслей. Возможно зыбкость объясняется моментами в которых кажется вот он образ "твоего человека", таким он должен быть, но это настолько не четко, не ясно, что сам образ тут же растворяется, как сигаретный дым в тумане. И именно нечеткость появившегося на миг образа заставляет воскликнуть "Господи". Так восклицают, когда находят объект долгих исканий. Возможно Вам знакомо это. А мимолетная призрачность образа и его исчезновение дают автору строк понимание того, что он по прежнему стоит перед туманом, восклицание было напрасным. Оттого и заканчивает стих метафорой и некой игрой слов, где слово «клетка» вполне может иметь двойной смысл. Клетка для птицы = грудная клетка, из которой птицей вырывается Божье имя.
В общем, Мандельштам, это глыба, большой любитель метафор и игры слов. К слову, не только как поэт вызывает уважения, но и просто как человек, если знать, чем закончилась его жизнь.