Как вы считаете, музыка по длительности и темпу соответствует нашей жизни?
Слышал такое рассуждение, что современная музыка соответствует ритму жизни современного человека. Жизнь стала более динамичной, чем 100 или 200 лет назад, и музыка тоже стала более ритмичной и короткой?
Как вы думаете, эта теория верна?
Ответы (1):
Сомневаюсь, хотя подо все можно подогнать какую-нибудь теорию, было бы желание.
Что же до современности, то неужели Вы считаете, что сегодня не пишут крупных форм, опер, симфоний, кантат, а только что-то мгновенное в темпе prestissimo?
Например, один из известнейших композиторов современности Кшиштоф Пендерецкий написал не так давно симфонию №8 "Песни мимолетности" для сопрано, меццо-сопрано, баритона, хора и оркестра, а к нам в прошлом году привозил свое последнее сочинение для большого симфонического оркестра, смешанного хора и трех солистов на стихи польских поэтов "Повеяло на меня море снов", я была на премьере в Концертном зале Мариинского театра.
Из последних сочинений крупной формы у него написан концерт для валторны с оркестром, Concerto Grosso №2 для пяти кларнетов и оркестра.
Так что современный темп жизни почему-то этого композитора настраивает на сочинение в крупных формах, масштабных, развернутых, для самых неожиданных сочетаний инструментов, хоров, оркестра. Тексты ищет и находит, мыслит человек, творит. Таков масштаб его личности, не мелкий, не суетный.
Другой выдающийся композитор современности - София Губайдулина. Чем она ответила на современный ритм жизни? Произведениями на библейские сюжеты, они уж никак не могут исполняться стремительно, без вдумчивого размышления.
Последнее - Второй концерт для скрипки с оркестром. Говорит само за себя.
Наш еще один замечательный современник Родион Щедрин. Может быть, он засветился легкими мимолетными произведениями в стиле стремительной жизни? Главное, быстро и коротко.
Он пианист, пишет для фортепиано много и в последнее время написал "Концертный этюд" для фортепиано, семь экспромтов "Простые страницы", Двойной концерт для фортепиано и виолончели и оркестра "Романтическое приношение" - все.
Но к этому добавим симфонию "Лица русских сказок" в 5 частях(!), хоровую оперу "Боярыня Морозова" для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных по мотивам "Жития протопопа Аввакума" и "Жития боярыни Морозовой", наконец, Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера "Апокалипсис" для 3 органов и 3 труб (!!!). Оцените масштаб исполнения и масштаб задуманного произведения.