Сможет оркестр играть без дирижера?

2

Ответы (10):

3

ТОлько с солистом. Например, если идет на фортепиано основная партия, а оркестр выступает как аккомпонимент. Или в случае, когда музыканты достаточно хорошо знают партии - иногда перед отчетным концертом, чтобы улучшить перкурсию дерижер и руководитель нашего оркестра спускалась в зал и слушала, как звучит отркестр для слушателей. После этого партии немного редактировались. Но пока дерижер была в зале, оркестр играл, ведомый партиея первых малых домр. (я играла в народном оркестре). Так что, чисто технически - это возможно. А к концерту, как правило, партитура настолько выучена музыкантами и сам мотив настолько на слуху, что дерижер, по-сути, не нужен. Исключение - профессиональные оркестры. Зачастую музыканты играют свои партии, что называется, с листа. То есть до автоматизма партии еще не доведены. Тогда и нужен дерижер, чтобы задать темп композиции и "выдержать" сложные паузы.

3

Каждый музыкант из оркестра сможет сыграть самостоятельно, а вот если все вместе начнут играть, то получиться какой то каламбур, так как дирижер, это словно подсказка, это словно волшебная палочка, которая жестами говорит где и кому нужно вступать, где делать паузу, он словно помогает оркестру, его вдохновляет, дарит свою позитивную энергетику. Без дирижера, оркестру никуда, ведь только дирижер способный заставить играть оркестр где -то тихо, а где то громко. В оркестре играют по нотам, а дирижер способный из нот и музыки сделать что то великолепное, которое поднимет настроение зрителям, которые просто потом будут восхищаться всем происходившем на сцене.

Без дирижера можно играть, но это будет уже не оркестр, а ансамбль, где меньше людей, где каждый участник вслушивается в своего коллегу, и вставляет свои нотки. Так что оркестр без дирижера не может существовать, так как именно он сделает музыку еще превосходней, нежели она есть на самом деле.

1

Странно, что не возникает вопрос о необходимости присутствия в театре режиссера, а ведь артисты знают роли наизусть, да и драматурги подчас очень тщательно выписывают все мизансцены, присутствуют подробнейшие ремарки о том, откуда выходить, куда уходить, что ломать, когда кашлять и махать руками. Но мы все прекрасно знаем знаменитые театры (не великих актеров, коих в этих театрах много), а театры Товстоногова, Галины Волчек, Табакова, Анатолия Эфроса, Николая Акимова.

Так же обстоит дело и с дирижерами. Любой из концертмейстеров какой-нибудь группы инструментов может выступить превосходно и как солист, но в оркестре он - голос в многоголосии, кирпичик в возводимом здании, и мы знаем опять-таки знаменитые оркестры Мравинского, Светланова, Караяна, Юджина Орманди, Бруно Вальтера, Каунта Бейси, наконец, Дюка Эллингтона.

И как кто-то может представить себе без дирижера исполнение Концерта для оркестра Бартока, например, или симфоний Шостаковича, Брукнера, Малера, Брамса?

Это польки Штрауса можно сыграть разве что на Рождественском концерте, ну и "Болеро" Равеля тоже.

А "Альпийская симфония" Рихарда Штрауса просто развалится на составные части.

1

Дирижёр - управляющий оркестром, хором. В оркестре несколько десятков инструментов, а в хоре десятки исполнителей. Работа оркестра на сцене является вершиной айсберга, под которой скрываются многие часы подготовки музыкального произведения к исполнению перед публикой. А это и есть работа дирижёра. Не нужно сводить работу дирижёра к взмахам палочки или движениям рук. Перед ним партитура произведения, в которой ноты всех музыкальных инструментов, он знает, что должен делать каждый в определенный момент, подает команды, определяет характерные черты в исполнении, поэтому оркестр не может выполнять работу самостоятельно. Конечно, чисто механически оркестранты могут исполнить свою партию, даже выдержат ритм, но исполнение будет похоже на речь глухонемого или робота. Конечно, дирижёр может уйти в зал на репетиции, но тогда музыканты просто выполняют команды, которые записаны в партитуре. А дирижёр вкладывает душу в исполнение. Поэтому одно произведение разно звучит в исполнении различных дирижёров. Почти десяток лет выполнял команды дирижёра духового оркестра.

1

Конечно,сможет.Но не ахти как,кто же тогда будет предлагать концепцию исполнения симфонического или оперного произведения и кто же будет махать палочкой кому надо (а то ударник может увлечься разгадыванием кроссворда или читанием криминальных "ужастиков" и пропустить очень важный удар "там-тама" в конце симфонии?) )))

У нас в России ведь уже создавали Персимфанс без дирижёра,но что-то долго он не просуществовал (распустился,как коллектив,в 1932 году).Видимо,эксперимент признали неудачным.

P.S. Хотя,я могу быть и не прав.Прочёл сейчас в Википедии о возрождении Персимфанса в 2009 году под руководством пианиста Петра Айду.Не знаю,насколько его хватит...

1

Оказывается такой концерт возможен. Для меня было большим удивлением узнать о том, что в прошлом веке существовал симфонический оркестр, как раз игравший без дирижера. Здесь он уже упоминался - это Персимфанс. Существовал он вполне себе приличное время, почти десять лет. Наверное каждый из игравших очень хорошо знал свою партию, может быть они вместе долго тренировались, ведь нужно точно выдерживать темп игры, выстраивать паузы. Получается, что такое возможно, но думаю что очень сложно целому оркестру синхронно играть свои партии, подстраиваясь под других музыкантов с другими музыкальными инструментами.

1

Я думаю нет, кто оркестру будет подсказывать, что играть и когда начать и вовремя закончить. Но если вместо дирежера, что то другое придумают, чтоб оркестр мог понять когда ему начать и закончить, то Да. Это мое мнение.

0

Теоретически может, но возникнет масса сложностей:

С технической стороны, оркестр (в среднем от 24 до 200 чел) не сможет вместе начать играть. Некоторым инструментам нужно показать сильную долю, некоторым дать дыхание на слабую (духовым), кому-то нужно дать пустой такт. Кроме того, в сложных произведениях инструменты вступают в середине - это сложно, нужно дирижеру дать ауфтакт. Иначе они просто не смогут вступить или сделают это не в том месте. Также каждой группе инструментов нужно показать штрихи. Где играть отрывисто, где связующе, где подчеркнуто.

Ноты - всего лишь условное обозначение. Все нюансы отрабатываются месяцами с руководителем (дирижером), который анализирует замысел композитора. Отрабатывается ансамбль, громкость, темп (который часто меняется по ходу произведения).

Вообщем, должность дирижера, как и любого руководителя, требует большой ответственности!

0

Сможет,если хорошо порепетирует, но с дережором оркестр сыграет лучше.

0

Многие играют без дирижера.

http://moscow-music.­narod.ru/duhoviki/