Модест Мусоргский — гений, опередивший своё время?
В чем это проявилось?
Ответы (2):
Я так заметила, что Мусоргского вы прямо всей душой любите.
Интересно, в этом вопросе уже заранее заложено утверждение? Если нет, тогда отвечу.
То, что гений - и так всем ясно. По-другому его и не называют. Но то, что "опередивший свое время" - нет, я так не думаю.
Считаю, что творчество Мусоргского полностью соответствовало настоениям того времени, в частности, опера "Борис Годунов ". Тогда же было целое движение реалистов, которые создавали филиалы РМО и объединялись в разные общества, вроде "Могучей кучки".
Мусоргский, а также Балакирев, Кюи, Бородин и Римский-Корсаков были из того же древа. Эти революционные идеи явно отразились на их творчестве. Т.е. они не создавали нового движения, а продолжали "идеи творчества Глинки ".
Да, в самом написании музыки он сделал кое-какие нововведения(это разделение хора на отдельные сольные реплики), но новые идеи Мусоргский не предложил. Вот, допустим, он действительно повлиял бы на рок-музыку, тогда точно опередил бы время, нечего бы было сказать.
В общем, как смогла, так и объяснила свою точку зрения.
Что гений - спору тут нет (среди русских композиторов, достойных высшей номинации, выделяю Глинку, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и, конечно, Мусоргского). Опередил ли он свое время? Как говорят англичане, rather not... Посмею предположить, что не особенно-то опередил "время в свое время" даже Чайковский - он, как мне кажется, ничего сверхнового и не придумал. Да и претило ему это - "дай-ка я щас такую новинку сворганю, что все закачаются", - он всегда считал, что подобное только уводит от истинного творчества, а творить надо, "как Бог на душу положит". Вот Господь ему и не "положил бежать впереди паровоза прогресса". А "положил" мелодии удивительной красоты. По-моему, точно то же можно сказать и в отношении Мусоргского (хотя он и Чайковский - композиторы и несколько разного плана), и ему так же не было необходимости "бежать впереди паровоза"... У меня был (сейчас его уже нет) знакомый - не музыкант по образованию, но отлично разбирающийся в музыке, так вот он мне как-то прямо заявил: "Величина №1 русской музыки - это все-таки... Мусоргский! А Чайковский - №2". Я не стал возражать и ответил: "Сопоставимы". И частично согласился. Частично потому, что считаю Чайковского мелодистом №1, но также считаю, что 2 самых "Эвереста" русского (а, может, и мирового) оперного искусства - на счету Мусоргского. "Борис Годунов" и "Хованщина". Величайшие оперы, быть может, всех времен и народов - независимо от того, опередили они тогдашнее время или не так уж...
А, может, Мусоргский просто не успел опередить время - ему было отпущено всего-то 42 года (во многом он сам в этом повинен - "старая русская болезнь" сгубила и его), и он сильно недореализовался. Мой упомянутый знакомый искренне этому огорчался - "скольких же великих произведений мы недосчитались" (очень возможно; в частности, МП имел задумку написать "Пугачевщину" на сюжет "Капитанской дочки", и, видимо, она не уступала бы 2-м первым частям несостоявшейся трилогии).