Можно ли по роману Пушкина сказать, интересовался ли Онегин музыкой?

В первой главе романа в стихах "Евгения Онегина" Пушкин пишет про своего героя, что он не имел страсти "для звуков жизни не щадить"? Какой вывод отсюда можно сделать по поводу музыкальных способностей Онегина?

2

Ответы (2):

3

По-моему, эти слова относятся скорее к тому, что Евгений не мог ямба от хорея отличить, а не к музыкальным звукам.

Так прямо о каком-либо отношении героя с музыкой, кажется, в романе и не сказано.

Но..." Театра злой законодатель" не мог присутствовать на тех же балетных спектаклях и не слышать музыкального их сопровождения.

Балетные, равно как и оперные спектакли, это все-таки синтетический жанр. Возможно, так много Евгений бывал на балете исключительно из любви к очаровательным танцовщицам, но, думаю, что и само представление и его музыкальное оформление не могло его оставить равнодушным.

Тем более что в то время и слушать, и смотреть было кого.

Да и вся светская жизнь, которой так страстно поначалу предался герой романа, не игнорировала музыку. В самых знаменитых салонах выступали заезжие музыканты. Да и просто домашнее музицирование было очень распространено. Вспомните графов Виельгорских.

Умение слушать, даже если ты сам и не владеешь никаким инструментом, было просто частью воспитания. Да и частью твоей жизни, раз уж родился в столице и в знатной или просто богатой семье.

Положение обязывало.

0

Ad libitum ответила верно, и по ее собственному, и по моему усмотрению. Щас попробую по памяти процитировать нужное место: "Высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить, не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Значит, здесь "звуки" - это звучание стихов. А что по поводу театра? Тут по памяти не получится, нужно в книжку посмотреть. Во время обеда звон часов говорит ему, что "новый начался балет", к началу которого он не приехал. А когда приехал, там на сцене уже Истомина танцует, а Онегин "идет меж кресел по ногам", рассматривая в лорнет дам. На сцену "в большом рассеянье взглянул, отворотился - и зевнул". При этом он замечает, что "долго терпел балеты". Еще идет представление, "А уж Онегин вышел вон". Любитель музыки так не поступает: приехать после начала, раскланяться со знакомыми и уехать до окончания. А в театре же он "непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис". И вообще, если человек не чувствует звуки поэзии настолько, что не может отличить ямб от хорея, очень трудно себе представить, что такой человек интересуется музыкой, любит и понимает ее. Обычно дворянских девочек учили игре на рояле, одна из героинь Толстого разучивает "беетговенские сонаты", а вот про мальчиков не знаю. Во всяком случае, Пушкин ничего не пишет, учился ли Онегин музыке. Пишет только, что он "легко мазурку танцевал"; вот обучение танцам было обязательным.