Почему Окуджава, в своей песенке, просит Моцарта не убирать ладони со лба?

Песенка о Моцарте

Музыка: Окуджава Б.

Слова: Окуджава Б.

/

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт.

Моцарт Отечества не выбирает,

Просто играет всю жизнь напролёт.

/

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба то гульба, то пальба,

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба

/

Где-нибудь на остановке конечной

Скажем спасибо и этой судьбе,

Но из грехов нашей Родины вечной

Не сотворить бы кумиров себе.

/

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба то гульба, то пальба,

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба

/

Коротки наши лета молодые,

Нити развеются, как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.

/

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба то гульба, то пальба,

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба

Какой-то ведь смысл Булат Шалвович вкладывал в этих стихах насчёт Моцарта, или нет?

Просто так налепил известное имя? Пока лепилось, лепил?.. При чём тут лоб и ладони? Или есть иной, сакральный смысл в этих "припевных" словах?

Почему нельзя убирать ладони со лба?

P.S. Я очень люблю творчество Окуджавы, но вот эту песню ещё не "расшифровал".

3

Ответы (2):

2

Моцарт у Окуджавы - вообще образ собирательный, обобщенный - этакий гениальный музыкант, поэт. И о Пушкине в других произведениях он пишет очень похоже - просто лирический образ творца. Сам Булат Шалвович, вроде бы, ничего особенного под этими словами не имел ввиду - это просто иллюстрация процесса размышления, творчества, когда человек сидит за столом, положив на лоб ладонь (тут именно одна ладонь - "не убирайте (одной) ладони со лба), и напряженно о чем-то думает. Т. е. это призыв продолжать творить нечто новое.

А вот критики позже выдвигали версию, что здесь имелась ввиду "ладонь Бога" - когда Бог касается своей ладонью лба какого-либо человека, тогда и появляются гениальные произведения, как у Моцарта.

2

"Песенка о Моцарте" - абсолютно очевидная реминисценция из псалма, в котором к Богу обращена просьба не прерывать свой труд, продолжать творить мир. Слова «не оставляйте стараний, маэстро» обращены именно к Господу, а не к великому композитору. Это легко снимает главное противоречие, подавшее Галичу повод для недоумений: как можно держать руки у лба и одновременно играть на скрипке? На скрипке играет Моцарт, а руку на лбу держит Бог.