Почему Окуджава, в своей песенке, просит Моцарта не убирать ладони со лба?
Песенка о Моцарте
Музыка: Окуджава Б.
Слова: Окуджава Б.
/
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поёт.
Моцарт Отечества не выбирает,
Просто играет всю жизнь напролёт.
/
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба то гульба, то пальба,
Не оставляйте, стараний маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Не оставляйте, стараний маэстро,
Не убирайте ладони со лба
/
Где-нибудь на остановке конечной
Скажем спасибо и этой судьбе,
Но из грехов нашей Родины вечной
Не сотворить бы кумиров себе.
/
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба то гульба, то пальба,
Не оставляйте, стараний маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Не оставляйте, стараний маэстро,
Не убирайте ладони со лба
/
Коротки наши лета молодые,
Нити развеются, как на кострах,
Красный камзол, башмаки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах.
/
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба то гульба, то пальба,
Не оставляйте, стараний маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Не оставляйте, стараний маэстро,
Не убирайте ладони со лба
Какой-то ведь смысл Булат Шалвович вкладывал в этих стихах насчёт Моцарта, или нет?
Просто так налепил известное имя? Пока лепилось, лепил?.. При чём тут лоб и ладони? Или есть иной, сакральный смысл в этих "припевных" словах?
Почему нельзя убирать ладони со лба?
P.S. Я очень люблю творчество Окуджавы, но вот эту песню ещё не "расшифровал".
Ответы (2):
Моцарт у Окуджавы - вообще образ собирательный, обобщенный - этакий гениальный музыкант, поэт. И о Пушкине в других произведениях он пишет очень похоже - просто лирический образ творца. Сам Булат Шалвович, вроде бы, ничего особенного под этими словами не имел ввиду - это просто иллюстрация процесса размышления, творчества, когда человек сидит за столом, положив на лоб ладонь (тут именно одна ладонь - "не убирайте (одной) ладони со лба), и напряженно о чем-то думает. Т. е. это призыв продолжать творить нечто новое.
А вот критики позже выдвигали версию, что здесь имелась ввиду "ладонь Бога" - когда Бог касается своей ладонью лба какого-либо человека, тогда и появляются гениальные произведения, как у Моцарта.
"Песенка о Моцарте" - абсолютно очевидная реминисценция из псалма, в котором к Богу обращена просьба не прерывать свой труд, продолжать творить мир. Слова «не оставляйте стараний, маэстро» обращены именно к Господу, а не к великому композитору. Это легко снимает главное противоречие, подавшее Галичу повод для недоумений: как можно держать руки у лба и одновременно играть на скрипке? На скрипке играет Моцарт, а руку на лбу держит Бог.