Ваше мнение о нобелевской лекции Светланы Алексиевич?

Прочитать можно здесь

Отрывки :

"Я жила в стране, где нас с детства учили умирать. Учили смерти. Нам говорили, что человек существует, чтобы отдать себя, чтобы сгореть, чтобы пожертвовать собой. Учили любить человека с ружьем. Если бы я выросла в другой стране, то я бы не смогла пройти этот путь. Зло беспощадно, к нему нужно иметь прививку. Но мы выросли среди палачей и жертв. Пусть наши родители жили в страхе и не все нам рассказывали, а чаще ничего не рассказывали, но сам воздух нашей жизни был отравлен этим. Зло все время подглядывало за нами.

Я написала пять книг, но мне кажется, что все это одна книга. Книга об истории одной утопии...

Варлам Шаламов писал: «Я был участником огромной проигранной битвы за действительное обновление человечества». Я восстанавливаю историю этой битвы, ее побед и ее поражения. Как хотели построить Царство Небесное на земле. Рай! Город солнца! А кончилось тем, что осталось море крови, миллионы загубленных человеческих жизней. Но было время, когда ни одна политическая идея XX века не была сравнима с коммунизмом (и с Октябрьской революцией, как ее символом), не притягивала западных интеллектуалов и людей во всем мире сильнее и ярче. Раймон Арон называл русскую революцию «опиум для интеллектуалов». Идее о коммунизме по меньшей мере две тысячи лет. Найдем ее у Платона — в учениях об идеальном и правильном государстве, у Аристофана — в мечтах о времени, когда «все станет общим»... У Томаса Мора и Таммазо Кампанеллы... Позже у Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Что-то есть в русском духе такое, что заставило попытаться сделать эти грезы реальностью.

Двадцать лет назад мы проводили «красную» империю с проклятиями и со слезами. Сегодня уже можем посмотреть на недавнюю историю спокойно, как на исторический опыт. Это важно, потому что споры о социализме не утихают до сих пор. Выросло новое поколение, у которого другая картина мира, но немало молодых людей опять читают Маркса и Ленина. В русских городах открывают музеи Сталина, ставят ему памятники.

«Красной» империи нет, а «красный» человек остался. Продолжается."

"Беру на себя смелость сказать, что мы упустили свой шанс, который у нас был в 90-е годы. На вопрос: какой должна быть страна — сильной или достойной, где людям хорошо жить, выбрали первый — сильной. Сейчас опять время силы. Русские воюют с украинцам. С братьями. У меня отец — белорус, мать — украинка. И так у многих. Русские самолеты бомбят Сирию... Время надежды сменило время страха. Время повернуло вспять... Время секонд-хенд... Теперь я не уверена, что дописала историю «красного» человека..."

2

Ответы (5):

3

Здравые мысли здравого человека! Алексиевич достойна Нобелевской премии. За гражданскую позицию, смелость и умение рассказать миру о том, как страшна война во всех ее проявлениях.

Пока мало кто до сих пор ее услышал. Бряцают оружием, санкциями развлекаются, пытаются себя преподносить, как императоров всего мира, желают откусывать себе территории и плевать на людей, которые там живут!

Алексиевич не любят как раз те, кто знает к чему приводят все эти диктаторские замашки и как некто ради себя и своей власти, убивает целые народы, превращает человеческую жизнь в ничто!

Одно из лучших произведений писательницы - "У войны не женское лицо".

7

Только что прочла книгу "у войны не женское лицо" - именно из-за данной книги Светлана и получила премию. И именно на такие книги чаще всего "фекают и бекают", но меня трусит и час спустя после прочтения.

Я коллекционирую книги на историческую тематику - для своих детей и внуков потому, что исторические факты с годами коверкаются и толковую книгу найти трудно. Учебник - подавно.

Книга "у войны не женское лицо" попала в коллекцию мою.

Там собрана очень большая глыба исторических фактов, о которых говорить - не модно.

Светлана пообщалась с десятками ветеранов. Есть четкое ощущение, что из было больше, но в книгу не все попали. Она добивалась и добилась вы вы дачи книги в печать. И речь не об 1 месяце.

Отобрала действительно "ярко описывающее и тонко передающие реальность того времени истории. Работа долгая была и тяжелая.

Да - она не писатель, но сей аргумент критиков меня смешит:

То есть, выдуманный роман Уровня Донцовой должен быть оценен выше историй реальных людей только потому, что Донцова, Шилова (Та хоть Стивен Кинг) - писатели? Не смешите.

Премии - на то и премии, чтобы их выдавать авторам особенных книг.

Я - книгоман, ели что.

"У войны не женское лицо" - такая особенная книга, которая заслужила и наград, и топ-ов, и простого "Спасибо"!

4

Разберём всё по порядку. Не стоит, думаю, сосредотачиваться на личных переживаниях и воспоминаниях особо - это плохой предмет для критики, да и не в нём суть, а в общественных вопросах.

1."Я жила в стране, где нас с детства учили умирать". А чего, собственно, хочется? Такое патриотическое программирование где только не существует, оно типично для современного мира. Насчёт "любви к человеку с ружьём" - официальная пропаганда и массовая культура везде и всюду направлены на культивирование почтения и уважения военных, полицейских, секретных агентов и т.д. Не то, чтобы это было хорошо или плохо само по себе - просто такое нельзя считать спецификой какой-то одной страны.

  1. Алексиевич ошибается, считая социалистические принципы чем-то утопическим и стремлением "построить царство небесное на земле". На самом деле же нет ничего более рационального и реального. Такая ошибка извинительна для тех, кто десятилетиями воспринимал ревизионистскую хрущёвско-брежневскую чушь (лживо поднимавшую над собой чужой флаг).

Миллионы загубленных - обвинение ужасное. Но если вдуматься в него, свериться с фактами...Значительная часть этих жертв получилась в противостоянии с различного рода врагами и неприятелями, и осуждать появление этой части означает призыв со стороны Алексиевич и других приверженцев нынешнего капиталистического общества - смириться с ним и со всеми проблемами, не преодолевать его. Эти приверженцы признают право на насилие только за собой, но хотели бы, чтобы другая сторона его не имела вовсе. Остальные жертвы делятся на две части - не такие уж и невинные, как это пытаются представить, и вовсе выдуманные.

3.Насчёт "коммунистической идеи Платона и Аристотеля" суть беспредметное натягивание совы на глобус. Искать корни любой идеи следует не в "русском духе" или духе какой-то другой нации, а в объективных условиях современного общества и тенденциях его развития.

4.Поставив "красную" империю в кавычки, Алексиевич внезапно оказывается права, пусть и не в том смысле, что вкладывает в это понятие. В 1991 году рухнул не социализм (который так и не был достигнут), а социал-империализм, присвоивший чужую славу и основательно дискредитировавший её.

5.Как бы не хотелось лауреатке, споры о социализме не утихнут и не могут утихнуть, ведь само современное общество генерирует его. Далее - типичное либеральное отождествление национал-патриотического и социалистического мировоззрений.

6.Человеческая жизнь сегодня стоит дёшево - спору нет. Вот только причина в том, что во главу угла поставлена прибыль и извлечение дохода. Алексиевич желает странного: чтобы сразу два этих приоритета оказались наивысшими. А так не бывает.

7."Красный" человек, "без которого разделили Россию и который остался ни с чем" - это та часть бывшего "советского" общества, которая после перехода от государственного капитализма к классическому проиграла. Но это ныне исчезающая и уже почти исчезнувшая категория людей. Классический капитализм имеет собственные противоречия, которые и порождают нового "красного" человека. При всей внешней порой схожести - это явление качественно иное. Прежние, бонзы среднего и низшего звена из бывшей Капиталистической партии "советского союза", оставшиеся не у дел в новых условиях, могли быть сколько угодно яростны и агрессивны, но они тянули назад. Новое рабочее и социалистическое движение идёт вперёд. Да, оно крайне слабо, да ещё часто путается в мифологемах прошлого - но именно ему, а не алексиевичам, капээрэфникам и жириновскокургинянолатыниным принадлежит будущее.

8.Наконец, никакого шанса девяностых не было. Вот это как раз утопия. Капиталистическое общество неизбежно и неумолимо переходит в империалистическую стадию на определённом этапе, и остановить этот процесс, заморозить ситуацию мир-дружба-жвачка нельзя. Возможен только подлинно социалистический выход, но для мелкобуржуазной пацифистки Алексиевич это табу и жупел.

4

Светлана Алексиевич - это типичная представительница т.н. "гнилой интеллигенции", которая витает в неких облаках и пытается транслировать оттуда, как должна выглядеть жизнь по их представлениям, а не реальную картинку. Такие же точно алексиевичи 100-150 лет назад "несли в народ" вызревшие в недрах европейского еврейства идеи социализма-коммунизма. А потом на этой унавоженной почве родилась та самая "красная империя", столь ужасающая нынешнюю мадам Алексиевич.

Последние 30 лет эти деятели несут в народ идеи о благотворности западной демократии, категорически отказываясь видеть изнанку процветания западных стран, за которое платит нищетой весь остальной мир. И почему-то эти убогие не могут дойти до простой мысли, что в "клуб избранных" их малые и не очень родины могут попасть только в качестве дворников и мойщиков сортиров.

К чему привёл "эуропейский шлях" Майдана, видно уже сегодня. И лет эдак через 20 уже следующая генерация алексиевичей будет посыпать голову пеплом, сокрушаясь, что на их исторической родине можно без декораций снимать фильмы типа "Безумного Макса", не усматривая при этом связи с "интеллектуальной деятельностью" их предшественников.

1

Нобелевские лауреаты и движуха вокруг этого шоу всегда направлены на розжиг революционных настроений. В данном случае мы имеем ранее никому не известную женщину, которая теперь имеет некий вес и может управлять мнением толпы.