»Левиафан» как яблоко раздора в России, каково Ваше отношение?
Виктор Васильев
17.01.2015 15:34
МОСКВА – Вокруг фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» в России сложилась парадоксальная и весьма противоречивая ситуация. Более того, на картину не прекращаются нападки, о чем чуть ли не ежедневно сообщают российские СМИ.
Напомним, «Левиафан» впервые за почти 50 лет истории отечественной кинематографии (начиная с 1969 года) удостоен премии «Золотой глобус» в категории «лучший зарубежный фильм», а затем номинирован на премию «Оскар», чего тоже давно не было. Казалось бы, триумф, надо бить в литавры. Но на российских госканалах об этих событиях упомянуто вскользь.
А далее пошло-поехало. Член партии «Единая Россия», депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов назвал фильм «набором русофобских стереотипов» и публично обратился к премьеру Дмитрию Медведеву, требуя возврата бюджетных денежных средств, потраченных на киноленту. Православные общественники, сочтя «Левиафан» порочащим РПЦ, готовят обращение к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой лишить оскаровского номинанта прокатного удостоверения...
Мы поговорили на эту тему с главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем.
Виктор Васильев: Почему к фильму со стороны российских госструктур столь прохладное отношение? Ведь даже успех юниорской сборной страны по хоккею на международной арене становится главной новостью на телеканалах.
Даниил Дондурей: Все очевидно. Это, безусловно, связано с тем, что в 2014 году началось очень серьезное культурное противостояние двух разных моделей восприятия происходящего в России и в мире. Это противостояние мировоззренческое, моральное, связанное с будущим и пониманием прошлого. Мы входим в эпоху культурных войн. Это очень серьезный духовный вызов. И фильм Звягинцев в каком-то смысле проявил все не в рамках внутренних российских отношений, а в рамках мирового осмысления происходящего в России. Он выглядит очень значимым арт-фактом, авторским высказыванием, за которым наблюдает мир, поскольку у Звягинцева репутация ведущего русскоговорящего режиссера.
В.В.: То есть реакция властей не случайна, а симптоматична?
Д.Д.: Да, конечно, все очень серьезно. В действительности, это самое важное, что сегодня происходит в России, на мой, естественно, взгляд. Плохо, что это пока не получает адекватного анализа. Идет культурное противостояние той версии представления о мире, жизни, которая была в конце 80-90-х годов прошлого века, с тем, что «перезагрузилось» после 2012 года.
Беспредельно консервативная культурная модель развития России, получившая подъем в 2014 году, встретилась с моделью, связанной с периодом накануне и после ГКЧП. И они вступили в клинч. А Звягинцев – это просто повод. Такой же, как в массе других ситуаций, процессов и так далее. В господствующей ныне культурной модели, конечно же, ценность единства (общества) – одна из важнейших. И государство крайне негативно относится к тому, что нарушает это единство в ее версии.
В.В.: Именно этим, по-вашему, фильм и вызвал на себя огонь?
Д.Д.: Именно этим, и только этим. Конечно же, если бы выдвижение «Левиафана» в номинанты на «Оскара» произошло где-нибудь в 1996-1997-х, то это бы воспринималось, как триумф российской культуры и прочее. А так как перезагрузка в 2014 году была осуществлена уже по-настоящему, то сегодня государство крайне отрицательно относится к той культурной модели мира, одним из проводников которой является Андрей Звягинцев.
В.В.: Картину не запретят, но могут сделать все, чтобы нивелировать эффект от ее воздействия?
Д.Д.: Конечно, для этого сейчас существуют десятки технологий. Мне вообще кажется, что системы управления страной чрезвычайно продвинулись. В отличие, скажем, от интеллигенции, которая показала свою духовную нищету и неспособность (к отстаиванию своих позиций). Службы, которые, назовем это так, охраняют государство и опекают его, невероятно креативны. Они разрешили частную собственность, публикации, деление на «ночной» и «праймовый» народ. Они ничего не запрещают. Никакой официальной цензуры ведь нет.
Нам как бы говорят: «Мы же на рынке. Разве мы запрещаем кинотеатрам показывать этот фильм? Совсем нет». Но при этом почему-то в киноцентрах не видно лауреатов «Золотого Глобуса» и номинантов на «Оскара», то есть пять лучших фильмов мира, снятых вне Америки. А какие разъяснения по этому поводу? Мол, сами кинотеатры их не берут, поскольку зрители не хотят на них ходить.
Ваше отношение к мнению Даниила Дондурея и к негативному приему фильма властями и зрителями ?
Ответы (7):
Так так всегда бывает, когда тыкают в лицо правдой: мол, посмотрите на себя со стороны. И поднялась волна, разошлись по разным сторонам баррикад. Кому арбуз, кому свиной хрящик. В прямом эфире еще более страшное показывают. А тут с прекрасной игрой актеров и видами севера (оператору, браво). Все нам развлекаловку подавай, не просыхаем итак. Не ора ли трезво взглянуть на вещи, пока не засосало болото?
Лабуда. Обыкновенная призовая заказуха. При всей мастеровитости Звягинцева. Ладно бы про Австралию фильм был. Или про Новую Зеландию. Там я не был. Но во времена сценария я жил, да весьма активно. На печи не сидел. Всякое бывало.
Но такой жути не замечал. Хотя барахтался я (лично) во всех слоях.
Посмотрите сами этот шедевр призовой - мы, россияне - мусор на планете.
За это и награжден фильмец. Ждали с нетерпением. Мероприятие из разряда - вручение Обаме премии мира...
Как рисует художник? Берет палитру, на которой все краски, и мазками создает картину. Краски есть светлые, темные, цветные, разные... "Левиафан" - это темный мазок кисти на целостной картине нашего российского бытия.
Да, фильм правдивый. Но это лишь один мазок! Причем - темный.
И беда в том, что по этой "капле дегтя", без сомнения - профессионально и качественно отснятой - на Западе будут судить о всей нашей "российской картине". Даже не так - есть там силы, которые страстно желают, чтобы все западное общество оставалось на этой точке зрения. Но ведь - эта "точка" не объективна! Будем честны, хотя бы перед самими собой.
Я жил в таких городках на Севере. И поверьте - не все так мрачно! И пьют там не больше, чем в Москве. Скажу больше - "синяков" там не любят и презирают. Потому что, во-первых - они "балласт" (а там приходится работать "по-взрослому" из-за суровых климатических условий). Во вторых, они тупо дохнут зимой в сугробах - а это, как минимум, радости окружающим не доставляет...
Как-то прилетел я на один северный островок в Баренцевом море - какой, я называть не буду. Первое впечатление у трапа самолета - мрак! Тоска! Как тут люди живут? А через пару дней - понял: они живут тут лучше и интересней, чем во многих других городах. Спорят, влюбляются, охотятся, соревнуются - жизнь кипит, бьет ключом, и все - с радостью, с удовольствием, азартно и жизнеутверждающе...
Какую мораль подсовывает "Левиафан"? "Жить в России так тоскливо, что - или бухать, или в монастырь". Загнал мужик свою жену-красавицу своей тоской и нытьем сначала под любовника-друга, потом на тот свет. И бухать! Ну да, конфликт с мэром, суд что-то там недоразобрался, чиновники все в сговоре. Ну есть такое... А в Америке не так? Там такая ситуация не возможна?
Я такой урок вынес для себя из фильма - бывают проблемы и потери, только жить надо дальше, жить с удовольствием и страстью, а не бухать и ныть...как герой фильма...
P.S. Кстати, не смотря на "унылость" пейзажей, Вы не заметили, что на Севере бывает реально красиво?
Моё отношение к этому фильму весьма негативно. Во-первых, всё очень мрачно и жить не хочется. Во-вторых, на съемку этого фильма выделили денежные средства из бюджета, а это значит, что из наших с вами карманов.
Актеры очень все хорошие, но бросается сразу откровенный мат с первых кадров фильма.
Ну слишком уж утрировали отношение властей к обычному народу. И образ Бога, как помогающего Злу.
В наше время за любые коррупционные действия со стороны властей снимают с должности, как минимум. Перегнули палку, какой-то антироссийский фильм получился. Такое впечатление, что не Российский кинематограф заказал съемки фильма, а Барак Обама.
Какой-то особенной "действительности" фильм не показывает. По-моему, точно так же живут и в других странах. Дай Бог, другим так жить: дома, квартиры, крутые тачки, работа. В городе все есть - школа, больница, церковь....
Власть - обычная. Где она лучше? Кстати, сюжет фильма скопирован Звягинцевым с американской ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, а не с российской. В Википедии даже написано имя автомеханика США, который стал прообразом российского "бедолаги".
Этот фильм - наезд не на власть, как многие думают, а на церковь. На христианскую веру, на священников, на церковников. Вот против кого он.
Самые отрицательные персонажи здесь вырисованы в рясах. Типа, с их попустительства все и идет в России. На самом деле это не так. Во ВСЕХ странах есть такое - и преступность, и коррупция. Везде - даже в Китае, даже в хваленых мусульманских странах. Даже в Японии. Но в фильме получается так, что хуже христианства нет.
Это неправильный взгляд формируется высосанным из пальца сюжетом. Да, священники в России, конечно, критикуются обществом. Но а когда они были другие? Вспомните период Реформации в Европе, когда из-за продажности католических священников поднялись миллионы людей и убивали друг друга почти целое столетие! Церковь есть церковь, и ей руководят земные люди. Ну а Бог есть Бог, и тут на твоей личной совести остается решение вопроса, как жить: по заповедям или просто так?
В общем фильм бьет очень сильно по церкви....
Посмотрел я на фото этого Звягинцева в Википедии. Как по мне, то - настоящий еврей. В биографии нет никакого упоминания о его корнях, а жаль... Вдруг выяснится, что он некрещенный. Или еще хуже - обрезанный иудей. Как проверить?
А мне фильм очень понравился. Сильный и честный. Фильм который заставляет задуматся. И этот фильм не может нравится только тем кто живет выдуманном мире и не хочет видеть реальность.
Думаю вполне реальная реакция критика фильма. Хорошая критика позволяет автору совершенствоваться. Если критикуют идеологию, сюжет. А не актеров, монтаж, спецэффекты значит фильм удался. Конечно все близко к сердцу за чистую монету воспринимать нельзя все, что в фильме. Но найдутся и те которые будут фанатеть от этого фильма. Например фильм бригада. Рассказывает о криминальном мире 90х. Левиафан рассказывает о 2000х. "Любители" России начнут высказывать свои мысли на счет фильма. Вот она Россия вся пьет и в криминале повязана. Ну а фильм "Брат"? Довольно мрачноватая картина. Мое нормальное отношение к фильму. Напоминает фильм "Географ глобус пропил". Тот фильм тоже мрачноватый.