»Левиафан» как яблоко раздора в России, каково Ваше отношение?

Виктор Васильев

17.01.2015 15:34

МОСКВА – Вокруг фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» в России сложилась парадоксальная и весьма противоречивая ситуация. Более того, на картину не прекращаются нападки, о чем чуть ли не ежедневно сообщают российские СМИ.

Напомним, «Левиафан» впервые за почти 50 лет истории отечественной кинематографии (начиная с 1969 года) удостоен премии «Золотой глобус» в категории «лучший зарубежный фильм», а затем номинирован на премию «Оскар», чего тоже давно не было. Казалось бы, триумф, надо бить в литавры. Но на российских госканалах об этих событиях упомянуто вскользь.

А далее пошло-поехало. Член партии «Единая Россия», депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов назвал фильм «набором русофобских стереотипов» и публично обратился к премьеру Дмитрию Медведеву, требуя возврата бюджетных денежных средств, потраченных на киноленту. Православные общественники, сочтя «Левиафан» порочащим РПЦ, готовят обращение к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой лишить оскаровского номинанта прокатного удостоверения...

Мы поговорили на эту тему с главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем.

Виктор Васильев: Почему к фильму со стороны российских госструктур столь прохладное отношение? Ведь даже успех юниорской сборной страны по хоккею на международной арене становится главной новостью на телеканалах.

Даниил Дондурей: Все очевидно. Это, безусловно, связано с тем, что в 2014 году началось очень серьезное культурное противостояние двух разных моделей восприятия происходящего в России и в мире. Это противостояние мировоззренческое, моральное, связанное с будущим и пониманием прошлого. Мы входим в эпоху культурных войн. Это очень серьезный духовный вызов. И фильм Звягинцев в каком-то смысле проявил все не в рамках внутренних российских отношений, а в рамках мирового осмысления происходящего в России. Он выглядит очень значимым арт-фактом, авторским высказыванием, за которым наблюдает мир, поскольку у Звягинцева репутация ведущего русскоговорящего режиссера.

В.В.: То есть реакция властей не случайна, а симптоматична?

Д.Д.: Да, конечно, все очень серьезно. В действительности, это самое важное, что сегодня происходит в России, на мой, естественно, взгляд. Плохо, что это пока не получает адекватного анализа. Идет культурное противостояние той версии представления о мире, жизни, которая была в конце 80-90-х годов прошлого века, с тем, что «перезагрузилось» после 2012 года.

Беспредельно консервативная культурная модель развития России, получившая подъем в 2014 году, встретилась с моделью, связанной с периодом накануне и после ГКЧП. И они вступили в клинч. А Звягинцев – это просто повод. Такой же, как в массе других ситуаций, процессов и так далее. В господствующей ныне культурной модели, конечно же, ценность единства (общества) – одна из важнейших. И государство крайне негативно относится к тому, что нарушает это единство в ее версии.

В.В.: Именно этим, по-вашему, фильм и вызвал на себя огонь?

Д.Д.: Именно этим, и только этим. Конечно же, если бы выдвижение «Левиафана» в номинанты на «Оскара» произошло где-нибудь в 1996-1997-х, то это бы воспринималось, как триумф российской культуры и прочее. А так как перезагрузка в 2014 году была осуществлена уже по-настоящему, то сегодня государство крайне отрицательно относится к той культурной модели мира, одним из проводников которой является Андрей Звягинцев.

В.В.: Картину не запретят, но могут сделать все, чтобы нивелировать эффект от ее воздействия?

Д.Д.: Конечно, для этого сейчас существуют десятки технологий. Мне вообще кажется, что системы управления страной чрезвычайно продвинулись. В отличие, скажем, от интеллигенции, которая показала свою духовную нищету и неспособность (к отстаиванию своих позиций). Службы, которые, назовем это так, охраняют государство и опекают его, невероятно креативны. Они разрешили частную собственность, публикации, деление на «ночной» и «праймовый» народ. Они ничего не запрещают. Никакой официальной цензуры ведь нет.

Нам как бы говорят: «Мы же на рынке. Разве мы запрещаем кинотеатрам показывать этот фильм? Совсем нет». Но при этом почему-то в киноцентрах не видно лауреатов «Золотого Глобуса» и номинантов на «Оскара», то есть пять лучших фильмов мира, снятых вне Америки. А какие разъяснения по этому поводу? Мол, сами кинотеатры их не берут, поскольку зрители не хотят на них ходить.

Ваше отношение к мнению Даниила Дондурея и к негативному приему фильма властями и зрителями ?

6

Ответы (7):

3

Так так всегда бывает, когда тыкают в лицо правдой: мол, посмотрите на себя со стороны. И поднялась волна, разошлись по разным сторонам баррикад. Кому арбуз, кому свиной хрящик. В прямом эфире еще более страшное показывают. А тут с прекрасной игрой актеров и видами севера (оператору, браво). Все нам развлекаловку подавай, не просыхаем итак. Не ора ли трезво взглянуть на вещи, пока не засосало болото?

7

Лабуда. Обыкновенная призовая заказуха. При всей мастеровитости Звягинцева. Ладно бы про Австралию фильм был. Или про Новую Зеландию. Там я не был. Но во времена сценария я жил, да весьма активно. На печи не сидел. Всякое бывало.

Но такой жути не замечал. Хотя барахтался я (лично) во всех слоях.

Посмотрите сами этот шедевр призовой - мы, россияне - мусор на планете.

За это и награжден фильмец. Ждали с нетерпением. Мероприятие из разряда - вручение Обаме премии мира...

4

Как рисует художник? Берет палитру, на которой все краски, и мазками создает картину. Краски есть светлые, темные, цветные, разные... "Левиафан" - это темный мазок кисти на целостной картине нашего российского бытия.

Да, фильм правдивый. Но это лишь один мазок! Причем - темный.

И беда в том, что по этой "капле дегтя", без сомнения - профессионально и качественно отснятой - на Западе будут судить о всей нашей "российской картине". Даже не так - есть там силы, которые страстно желают, чтобы все западное общество оставалось на этой точке зрения. Но ведь - эта "точка" не объективна! Будем честны, хотя бы перед самими собой.

Я жил в таких городках на Севере. И поверьте - не все так мрачно! И пьют там не больше, чем в Москве. Скажу больше - "синяков" там не любят и презирают. Потому что, во-первых - они "балласт" (а там приходится работать "по-взрослому" из-за суровых климатических условий). Во вторых, они тупо дохнут зимой в сугробах - а это, как минимум, радости окружающим не доставляет...

Как-то прилетел я на один северный островок в Баренцевом море - какой, я называть не буду. Первое впечатление у трапа самолета - мрак! Тоска! Как тут люди живут? А через пару дней - понял: они живут тут лучше и интересней, чем во многих других городах. Спорят, влюбляются, охотятся, соревнуются - жизнь кипит, бьет ключом, и все - с радостью, с удовольствием, азартно и жизнеутверждающе...

Какую мораль подсовывает "Левиафан"? "Жить в России так тоскливо, что - или бухать, или в монастырь". Загнал мужик свою жену-красавицу своей тоской и нытьем сначала под любовника-друга, потом на тот свет. И бухать! Ну да, конфликт с мэром, суд что-то там недоразобрался, чиновники все в сговоре. Ну есть такое... А в Америке не так? Там такая ситуация не возможна?

Я такой урок вынес для себя из фильма - бывают проблемы и потери, только жить надо дальше, жить с удовольствием и страстью, а не бухать и ныть...как герой фильма...

P.S. Кстати, не смотря на "унылость" пейзажей, Вы не заметили, что на Севере бывает реально красиво?

4

Моё отношение к этому фильму весьма негативно. Во-первых, всё очень мрачно и жить не хочется. Во-вторых, на съемку этого фильма выделили денежные средства из бюджета, а это значит, что из наших с вами карманов.

Актеры очень все хорошие, но бросается сразу откровенный мат с первых кадров фильма.

Ну слишком уж утрировали отношение властей к обычному народу. И образ Бога, как помогающего Злу.

В наше время за любые коррупционные действия со стороны властей снимают с должности, как минимум. Перегнули палку, какой-то антироссийский фильм получился. Такое впечатление, что не Российский кинематограф заказал съемки фильма, а Барак Обама.

3

Какой-то особенной "действительности" фильм не показывает. По-моему, точно так же живут и в других странах. Дай Бог, другим так жить: дома, квартиры, крутые тачки, работа. В городе все есть - школа, больница, церковь....

Власть - обычная. Где она лучше? Кстати, сюжет фильма скопирован Звягинцевым с американской ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, а не с российской. В Википедии даже написано имя автомеханика США, который стал прообразом российского "бедолаги".

Этот фильм - наезд не на власть, как многие думают, а на церковь. На христианскую веру, на священников, на церковников. Вот против кого он.

Самые отрицательные персонажи здесь вырисованы в рясах. Типа, с их попустительства все и идет в России. На самом деле это не так. Во ВСЕХ странах есть такое - и преступность, и коррупция. Везде - даже в Китае, даже в хваленых мусульманских странах. Даже в Японии. Но в фильме получается так, что хуже христианства нет.

Это неправильный взгляд формируется высосанным из пальца сюжетом. Да, священники в России, конечно, критикуются обществом. Но а когда они были другие? Вспомните период Реформации в Европе, когда из-за продажности католических священников поднялись миллионы людей и убивали друг друга почти целое столетие! Церковь есть церковь, и ей руководят земные люди. Ну а Бог есть Бог, и тут на твоей личной совести остается решение вопроса, как жить: по заповедям или просто так?

В общем фильм бьет очень сильно по церкви....

Посмотрел я на фото этого Звягинцева в Википедии. Как по мне, то - настоящий еврей. В биографии нет никакого упоминания о его корнях, а жаль... Вдруг выяснится, что он некрещенный. Или еще хуже - обрезанный иудей. Как проверить?

3

А мне фильм очень понравился. Сильный и честный. Фильм который заставляет задуматся. И этот фильм не может нравится только тем кто живет выдуманном мире и не хочет видеть реальность.

2

Думаю вполне реальная реакция критика фильма. Хорошая критика позволяет автору совершенствоваться. Если критикуют идеологию, сюжет. А не актеров, монтаж, спецэффекты значит фильм удался. Конечно все близко к сердцу за чистую монету воспринимать нельзя все, что в фильме. Но найдутся и те которые будут фанатеть от этого фильма. Например фильм бригада. Рассказывает о криминальном мире 90х. Левиафан рассказывает о 2000х. "Любители" России начнут высказывать свои мысли на счет фильма. Вот она Россия вся пьет и в криминале повязана. Ну а фильм "Брат"? Довольно мрачноватая картина. Мое нормальное отношение к фильму. Напоминает фильм "Географ глобус пропил". Тот фильм тоже мрачноватый.