Почему Булгаков сделал Воланда, Зло привлекательным, носителем добра (см)?

Булгаков вложил в уста Воланда - дьявола и носителя зла в христианской традиции - эффектные мудрые фразы типа : "Рукописи не горят"," Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!", "Люди как люди, в общем напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их". Он и его свита творят добро ( даже эпиграфом романа "Мастер и Маргарита" выбраны слова Мефистофеля из "Фауста" Гёте - "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" ), совершая справедливое возмездие, наказывая подлецов, хапуг, взяточников, бюрократов. И свита Воланда так же привлекательна для многих читателей - чего стоит только один кот Бегемот!

Почему Воланд сделал носителей Зла привлекательными, зачем ему нужно было романтизировать Зло ?

2

Ответы (3):

2

Потому, что булгаковский Воланд вовсе и не персонификация Зла. Воланд бесконечно далек от христианских представлений о дьяволе. Зато он близок литературным дьяволам из романтических произведений. По-моему, ближе всего он байроническим героям - эдакий разочарованный и утомленный Владыка Тьмы.

Если перечитать книгу, то становится очевидным, что зло делают сами люди, без чьего-либо подстрекательства.

А Воланд карает их за это, но никоим образом не подбивает на совершение подобных поступков.

3

Потому что истинное Зло по мнению Булгакова, это не Воланд и его свита. Эти персонажи скорее эксперты по Злу и хорошо умеют видеть его в человеке. Они как лакмусовые бумажки и встречаясь с ними другие герои обнаруживают свою истинную природу. Но не стоит забывать и о том, что Мастер и Маргарита - неоконченный роман. Про мужчину в шляпе с пером мы можем прочесть не в одном произведении Булгакова. В Театральном романе к Максудову, желающему покончить жизнь самоубийством, явился редактор - под арию Мефистофеля, в плаще и шляпе. Воланд тоже в первых редакциях романа выглядел как опереточный бес. Если бы М.А. прожил ещё, кто знает, какие метаморфозы пережил бы образ Воланда в дальнейшем?

3

Булгаков просто следует канону: Зло обязано быть внешне привлекательным - иначе оно не сработает.

Недаром падший ангел зовется Люцифером (Люцифер - светоносный, несущий свет).

Впасть в соблазн не получится, если соблазняющий для вас неприятен...