Тарковский: Гений или посредственность?
Фильмы Тарковского называют гениальными, но при этом стараются не показывать по телевидению. Максимум - уловите где-нибудь сталкера или Солярис. А вот Зеркало, или Андрея Рублева увидеть почти не возможно. Во время его жизни в СССР он не был признан у нас, это конечно не показатель, но все-таки... В Европе тоже не блистал особой известностью. Почему? Может человечество не доросло до его фильмов? А может он действительно не был таким уж гением? Кто как думает?
Ответы (6):
Я не искусствовед, а простой зритель. Но прекрасно помню, что фильмы Андрея Тарковского и он сам были очень известны в СССР. Его уважали и любили, даже возносили как гениального мастера. Возможно, были какие-то периоды забвения, но мне он запомнился как наиболее востребованный режиссер того времени. "Зеркало", "Андрей Рублев", "Сталкер", "Солярис", "Ностальгия". Все эти фильмы я видела, в том числе на большом экране в кинотеатрах, залы были полными, я свидетель. Хотя кино Тарковского и тогда считалось элитарным, не для всех. Но смотрели многие, раньше считалось правильным приобщаться к высокому искусству, хотя бы попытаться понять его. Не все его, конечно, понимали и принимали, но меня, к примеру, оно завораживало. Иначе я бы не ходила на его фильмы, выбор был большой - я жила в столице союзной республики. Поэтому говорить, что он не был признан у нас, неправильно. И не зря ему в 1990 году дали Ленинскую премию посмертно. Это была самая престижная премия СССР. Кроме того, он получил много премий на международных кинофестивалях. Он талант, однозначно. А может, и гений.
Может кто-то и считает его гением. Я ,лично,считаю его бездарным режиссером. Его гениальность заключается в том,что нужно еще умудриться и хорошенько постараться,чтобы снять такую нудоту. Если в нудоте гениальность режиссуры должна проявляться,то тогда Тарковский гений из гениев. Мне кажется,что все куда проще и банальней. Сказку по голого короля в детстве читали? тут тоже самое. Нашелся критик который сказал,что его творения гениальны, а кто этого не видит тот дурак.Тот в кино ничего не смыслит. И тут сразу все увидели в "Сталкере" или "Зеркале" гениальность... А до этого все тупыми были и не признавали Тарковского. Только ни один еще вразумительно не смог объяснить суть гениальности.
Интересно, те кто пишут о бездарности Тарковского, могут дать определение слову гениальность? Или, хотя бы, назвать, по их мнению, гениальных режиссеров? У Тарковского в фильмах слишком много слоев, которые не слишком образованный человек прочитать не способен. Учитывать на до все В том числе то, что Тарковский режиссер-символист. У него много символов в каждой сцене. Много знаков. Знаки эти для тех кто разбирается в символике различных философских течений и эзотерике. Иначе, фильмы, действительно, смотрятся несколько затянутыми и скучными. Потому, его и считают элитарным режиссером, что его фильмы - это кино не для всех. Это не поп-культура. Это мое мнение. Никого не хочу обидеть.
Как можно отрицать гениальность Тарковского?
Его "Солярис" показывали по телевизору в мои тогда 10 лет, и я, вернувшись к фильму в 19 лет в кинотеатре повторного кино, с удивлением поняла - я помню практически весь фильм. Только понимать его стала лучше, потому как в 10 лет еще не все понимаешь.
Когда вышел "Сталкер", я училась в Одессе. Фильму присвоили низкую категорию, и его показывали в двух маленьких кинотеатрах в центре города. Я в первый и последний раз была свидетелем того, что билеты в обоих кинотеатрах были проданы на неделю вперед. На все сеансы!!! Одесса вообще отличалась тем, что реклама шла режиссеров фильма, а не актеров.
В вопросе вы забыли упомянуть первый полнометражный фильм Тарковского - "Иваново детство" и два фильма в эмиграции - "Ностальгия" и "Жертвоприношение".
Не знаю, где вы живете, а в моем городе в одном кинотеатре был показ шедевров мирового кино не кассовой направленности с рассказами о фильмах и режиссерах. Так я посмотрела фильмы Феллини, так же и с раннее незнакомыми фильмами Тарковского. Показывали даже фильмы, снятые в изгнании.
Я телевизор давно не смотрю, но иногда заглядываю в программу - фильмы Тарковского раз в год точно показывают. Или ко дню рождения, или к дате смерти. Но показ поздний - в час или два часа ночи. Мало кто из работающих людей обращает внимание на ночной показ.
Когда человек имеет свое видение мира, снимает фильмы, которые далеко не всем понятны, то возникает ощущение, что этот человек изгой, он либо сумасшедший, либо так гениален, что эта гениальность граничит с безумием. Тарковского не все понимали и понимают, но сказать, что он не гений, нельзя, так как фильмы не гениальные не могут жить много лет и не оставаться актуальными, но вот показывать по телевизору то, что зрители не смогут воспринять - это рискованный шаг, на который телеканалы не идут. Тарковский - это гений, и никто не спорит о его гениальности, продолжает смотреть его фильмы и видеть в них каждый раз что-то новое для себя. А то, что его постоянно обсуждают, еще больше показывает, что этот режиссера актуален и интересен до сих пор.
Ничего не могу сказать о Тарковском,а вот о Солженицине могу сказать однозначно:абсолютно бездарный писатель!И зачем только его так превознесли в 90-ые годы.В фильмах Тарковского запомнилась только игра актёров,того гениального времени.