Мастер и Маргарита. Какая есть аллегория в образе Мастера в этом романе?
Мастер и Маргарита.Роман Михаила Афанасьевича Булгакова.
Образ Мастера. Какой есть аллегорический смысл в этом образе? В чём аллегория образа ?
Ответы (2):
Образ Мастера в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" несомненно несет аллегорический смысл. Но это не аллегория типажа, здесь Булгаков подымается выше, например такого: девушка вся в цветах - аллегория весны.
У Булгакова Мастер несет в себе аллегорию идеи Творчества.
Начать хотя бы с того, что собственного имени у героя нет. Он - Мастер. Следовательно многие портретные подробности и характеристики опускаются.
Мастер, и все тут. Лабораторный экземпляр.
И далее писатель показывает свое видение творческого человека. Каким он должен быть, а каким быть не должен.
Но соотнося образ Мастера с самим собой, не уподобляя лично себе при этом, Булгаков мучительно размышляет, а что он сам делает "не так".
Получается такой бесхитростный открытый всем человек. К тому же немного бесхарактерный и безвольный. То ли он родился не в то время, то ли не умеет построить отношения с властями и с другими людьми. А может он родился еще и не в том месте, ведь не зря же пишет он роман свой о временах Понтия Пилата и распятия Христа.
И эта аллегория про то, что "рукописи не горят", она тоже и о Мастере и о самом Булгакове.
Почему по воле автора Мастер оказался в сумасшедшем доме, не сумев противостоять критикам?
Это тоже аллегория авторской творческой несмелости.
Это тем более заметно в сравнении с образом Маргариты, которая для защиты любимого готова даже на контакт с самим Сатаной.
И как приговор самому себе:
Он заслужил покой.
И только?
Я лично нестандартно вижу некую аллегорию в том, что, как мне кажется, Булгаков частично изобразил себя в романе сразу в двух персонажах: в этом и Бездомном. Как бы эволюционируя по жизни от второго к первому. Ну и несколько посмеялся над собой в том смысле, что лучше в результате этой эволюции он точно не стал.