Эротика в опере. Это издевательство над искусством или нет?

3

Ответы (8):

3

Если покопаться в обнаженке, то можно обратить внимание на то, что в древней Греции на олимпийских играх выступали обнаженные гибкие люди, гимнос по гречески. От слова гимнос образовалось современное слово гимнаст. Так не оскорбление ли древних греков, что гимнасты современности не смотря на свое название выступают одетыми?

Если серьезно, то никакого оскорбления не вижу. Искусство многогранно, та же поэзия. Кто-то восхищается поэтами-символистами начала 20-го века, а кто-то плотно сидит на сонетах Шекспира. Или художественные жанры. Кто-то без ума от кубизма и считает сюрреализм оскорблением.

На каждое представление найдется свой зритель. И высказывая неуважение к тому, что не нравится или не понимаешь лично, значит в какой-то мере высказывать неуважение всем зрителям, а среди них тоже есть разные люди.

Если бы интернет существовал немного ранее, уверен, что в чатах, на форумах были бы обсуждалки типа: Женщина и брюки. Новая мода или падение нравов перед концом света?

2

Нет, издевательством не будет.

Объясню, почему.

Давайте, сначала, поймем, что такое эротика. Это чувственность, сексуальность, основанные на половом влечении, связанная с обнаженным телом, сексуальная направленность литературы и т.д.

Т.е. про эротику мы можем сказать, что это часть искусства, направленная на чувственность, сексуальность, связанная с красотой обнаженного тела.

Сейчас уже не спорят, стоило ли вводить эротику в скульптуру, живопись, в кинематографию, в поэзию и т.д. Все это уже там и прочно. Представляете, если бы не было произведений искусства с изображением обнаженного человеческого тела? Статуй, картин и т.д.?

А ведь искусство направлено на вызывание чувств, как и эротика.

Ведь что мы делаем в опере?

Слушаем? Тогда зачем подсветка актеров, зачем костюмы, передвижения по сцене.

Даже когда люди приходят слушать музыку, оркестр вылезает из оркестровой яме и размещается на сцене, лицом к зрителю.

Никогда не думали - зачем?

Потому что визуальное восприятие усиливает и дополняет слуховое восприятие музыки.

Это общеизвестно и я не думал, что стоит об этом упоминать, однако, пришлось.

Эротика на сцене, без сомнения, дополнит оперу.

Не думаю, что каждое оперное произведение должно включать эротику, как не включает её каждая скульптура, полотно, фильм, однако, если это привлечет слушателей оперы, хотя бы к некоторым оперным постановкам, пусть.

Тем, кто избегает обнаженных человеческих тел не обязательно ходить на эти постановки, как не все ходят на эротический фильмы, читают эротические книги, посещают музеи с полотнами и статуями.

Но причин запрещать в опере, которую, если честно, воспринимать может очень ограниченный круг людей (достаточно специфическое искусство), эротику, я не вижу никаких оснований.

Если эксперимент не удастся, значит, не удастся и волноваться ревнителям не стоит.

А если удвоит или утроит количество посетителей? Значит, не стоит учитывать мнение меньшинства.

2

Знаете, даже на классику не всех затащишь, потому что время другое. А какие бы ни были классные артисты и сами произведения, но все, кто ставит оперу, ставят ее не потому, что скучающие миллиардеры, а денег им не надо. Надо, поэтому чем зал полнее, тем и отлично.

Я считаю, что было бы неплохо разграничивать оперу с эротикой и без нее. То есть, зритель видит заранее, что постановка вот эта - новаторская, с новыми элементами, заранее предупржден, куда идет. А вот эта - как шла десятилетиями, так и будет.

Зритель выбирает сам, куда пойдет, за что заплатит, что увидит, и потом возмущаться уже глупо. Знал, что увидит, и возмущаться на эту тему?)

Эротика умеет быть красивой и к месту. Тем более что в опере не одни добродетели, и истории из жизни праведников, там как раз драма, измены, треугольники и тд.

Красиво вписать кусочек, почему не вписать? Но это уже будет еще один вариант, но никак не единственный. Я за такое.

Если переиначить оперу полностью, ставя только с моментами эротики или полностью эротичную, то не пойдет, это и рейтинг надо повышать сразу, и несовершеннолетним дорога закрыта, и да, ценители целомудрия на сцене будут не при просмотрах теперь.

1

Я отвечу с большой осторожностью, чтобы не затронуть ни чувств любителей классики, ни поклонников авангарда, ни ханжей.

Классическая опера наполнена эротикой и кровью. Это бурные романы, безумные страсти, измены и ревность. Кармен без эротики? Увольте, если вы уберете из нее эротику, вам придется вычеркнуть три четверти музыки и главную героиню заодно.

Вопрос, что показывать на сцене и чего не показывать - вопрос вкуса, традиций и культуры. Я не отрицаю «авангардных» прочтений классики, но когда сексуальные сцены режиссер вставляет «для оживляжа» и без малейшей связи с идеей произведения, меня это коробит. В то же время когда это сделано к месту и развивает сценарный замысел - почему нет? Одна из самых сильных постановок «Сомнамбулы», которую я видел, была дополнена весьма натуралистичной сценой, в которой мельничиха пачкала простыни кровью, чтобы продемонстрировать всей деревне бесчестное поведение Амины. Этого нет у автора, но это полностью отвечает характеру персонажа и общей фабуле сюжета.

Подытожив, скажу, что я не против эротики на сцене, если она является художественным изобразительным средством, а не вставным цирковым номером.

1

Я считаю, что эротика в опере - издевательство не над оперой. А над людьми, ценящими оперу. Особенно над старшим поколением ценителей оперы.

Опять же, в рекламе не нуждаются спектакли в залах с мировой славой. А вот как сделать рентабельным какой-нибудь областной оперный театр? Как привлечь туда зрителей? Часто приходится идти на такие новаторства. Искусству как-то надо выживать.

1

На сегодняшний день часто можно наблюдать появление новых жанров и направлений в музыке, живописи, кинематографе. Наверняка и опера не исключение. Если в опере появились элементы эротики, значит это кому-то нужно и нравится. В любом случае о таком нужно заявлять в рекламке или анонсе предстоящей оперы, чтобы люди знали, и любителеи классической оперы не были разочарованы.

1

Эротика часто фигурирует в живописных полотнах в стиле классицизма и это их ни чуть не портит. Если в опере эротика будет фигурировать по делу и со вкусом. То не какого издевательства точно не будет. Единственный момент который стоит учитывать большинство исполнителей с сильным и красивым голосом имеют пышные формы. При потере веса, нередко теряется качество голоса.

1

В наше время что только с чем не мешают.

На мой взгляд, будет издевательством над классической оперой, если добавлять туда эротику.

Классика - есть классика, и портить ее не стоит.

Она не нуждается ни в каких добавлениях.