Почему имена древнеримских богов отличаются от древнегреческих?
Римский пантеон практически один в один идентичен греческому. Буквально каждому греческому богу или даже просто персонажу мифологии, типа нимф, титанов и т. п., есть римский аналог.
Меж тем имена богов совсем-совсем другие. Но что общего в именах, именно именах (идентификаторах, так сказать), Зевс и Юпитер, Афина и Минерва, Гефест и Вулкан и почти всех прочих? Ничего!
Почему так получилось? Почему римляне, переняв у греков их богов, дали им свои имена?
Ответы (3):
Попытаюсь прояснить этот вопрос. Дело в том, что первоначально у всех народов было многобожие. Сюда можно занести не только древних греков и древних римлян, но так же и Скандинавский эпос с его богами и зороастрийцев с их пантеоном богов. Т.е. у каждого народа это были свои пантеоны. При этом понятно, что всегда там присутствовал начальников начальник-т.е. самый главный бог, обязательно Боги войны, любви, смерти, разных явлений природы и покровители всяких занятий. Был свой пантеон и у славян.
изначально у древних римлян никакого сходства в этом пантеоне с древнегреческими богами не было. Их Юпитер был скорее "любитером" или "Люпатером" (любимым папашей). Легенды про него ходили разные - в чем-то пересекающиеся(так можно и с древними славянами общее найти, а в чем-то очень разными).
А потом случилась следующая история. Римляне считали греков весьма образованным народом. И когда они поработили греческие полисы, то каждый богатый римлянин считал очень престижным иметь ученого грека в рабах. А теперь и подумайте, как именно ученые греки излагали мифологию римлян? Они ее где можно подгоняли под свою греческую, т.к. считали римлян на тот момент военными варварами, которых надо подучить в божественной мифологии и подправить их сюжеты.
В результате уже через пару сотен лет поработители стали иметь эллинизированных римских богов, а истории про них существенно изменились.
Это можно отследить тем, кто занимается историей древних мифов. Там видно, что древние сюжеты римлян часто противоречат поздним эллинизированным сюжетам. Но от более раннего периода мало что осталось. Ведь расцвет всего философствования и записывания на пергаменты как раз и пришелся в Риме на те времена, когда они завоевали греков. Вот и делайте сами последующие выводы.
Римскую цивилизацию по легенде основали троянцы. После гибели Трои, во главе с последним героем обороны Энеем. Люди в то время, как известно все верили в богов, и то что боги принимают участие в их повседневной жизни. Но боги в войне ахейцев и троянцев, хотя и разделились в своих симпатиях, тем ни менее допустили гибель Трои. Верховный бог Зевс правда занял нейтральную позицию, но троянцев это не спасло...
после прибытия к берегам Италии, троянцев довольно гостеприимно встретило местное племя латинов, латины поклонялись всяким духам, главным образом лесным ,и как они выглядели не знали. Просто дух и всё. Троянцы смешались с латинами, образовали новую нацию, цивилизацию. Что касается религии, то пришли к разумному компромиссу. Лесные духи латинов передали свои полномочия троянским богам, обрели плоть и кровь, но оставили себе прежние имена. И так оказалось, что у троянских богов и лесных духов латинов много общего....
Сохранять прежние имена для богов у троянцев видимо не было резона. Боги как ни крути сдали их ахейцам. Разбираться кто из них был за, а кто против, у троянцев не было желания. К тому же у троянцев двойные имена были в ходу. Царевич Парис например имел и греческое имя Александр, и сын Энея, Анхис, на новой родине стал Юлом, и впоследствии основателем древнего патрицианского рода Юлиев.
Это как к примеру приезжали в Россию немцы и находили здесь новую родину. Ну к примеру доктор Фридрих Йозеф Гааз стал Фёдор Петорвич Гааз.
Это способствовало лучшему взаимопониманию.
Потому что всё-таки это разные Боги. Да, они восходят к единому арийскому пантеону, но к моменту начала Античной эпохи народы, называемые ныне греками и римлянами, уже достаточно далеко отошли от общих корней, включая лингвистические корни. Греческие имена Богов ближе к пра-арийской основе, римские же в массе своей представляют собой просто эпитеты более ранних Богов.
Например, греческий Зевс (Zeus) легко читается в арийском Deyus, в чьём имени мы и сейчас без труда понимаем "Делателя, Создателя". Но и в латыни есть аналогичное слово - Deus (Бог) (напр., боевой клич легионеров Nobiscum Deus, который потом перекочевал на пряжки солдат Второго и Третьего Рейха [Gott mit uns]).
Имя Юпитер (Iuppiter) аттрибутивно, по сути являясь падежным сокращением от формы Iovi Deus (Проявляющий [Себя] Бог) и почти всегда использовалось в составе тройного эпитета Iovi Maximi Optimi (Явленый, Наивысший, Наилучший). Если бы в этой триаде порядок эпитетов был бы иным, вместо Юпитера мы знали бы Максима или Оптимума.