Почему в программу по литературе почти не включают зарубежные произведения?
И какие произведения зарубежных авторов, по вашему мнению, обязательно нужно изучать в школе.
Ответы (8):
Вообще-то меня очень удивил Ваш вопрос.
А что , "Дон Кихот Ламанческий.." Сервантеса уже не входит в школьную программу? И "Короля Лира" У.Шекспира тоже не изучают.Знаменитый монолог "Гамлета" "Быть или не быть? вот в чём вопрос..." уже школьники не учат наизусть?
Я бы предложил детям мировую классику:
Д.Дефо "Робинзон Крузо"
"Приключения Гулливера",
"Сказки" Джанни Родари, особенно "Чиполино" - этакий начальный курс чёрного риэлтора.
А не изучают зарубежную литературу, как я предполагаю, по той причине, что совсем не остаётся часов в программе на полноценное развитие ребёнка, ведь надо ещё изучить курс ОБЖ, т.е. как выжить в этой стране, что делать и как спасать свою жизнь, если начался террористический акт, что делать, если нашёл бомбу и т.д. Поскольку в советское время таких проблем в стране не было, то больше времени и часов в школьной программе уделялось культурному развитию ребёнка.
Если Вам хотелось бы ещё больше зарубежной классики в школьной программе, то Вам очень понравилась бы программа по зарубежной литературе, которая есть в Украине. Это бывшая русская литература, которую пообкорнали со всех сторон до неприличия и запихнули в коммуналку с другими произведениями мировой классики. Это при том, что для литературы украинской выделен отдельный предмет.
Оно, конечно, логично изучать национальную литературу подробно, но насколько я помню программу по украинской литературе, в неё механически свалили всё, что изучали в советское время, и то, что писали диссиденты. Так и получается, что "Песнь о моём Сиде" стоит сапогом на горле у "Евгения Онегина" и бьётся за место под солнцем с "Стариком и морем", а по соседству неспешно и с размахом детям вдалбливают в головы сочинения лауреатов Сталинской премии и тех, кого этот режим гноил в лагерях, а также каких-то невнятных литераторов XIX века, сочинения которых никогда не были частью нормального литературного процесса. Стоит ли удивляться, что за двадцать с лишним лет такого изучения литературы (собственной и всемирной) выросло поколение украинцев, у которых в голове полная каша и шлаков шлаков больше, чем алмазов знаний. Посмотрите, там всё просто: имена авторов узнаются в украинском варианте, а названия произведений легко угадываются, если Вы не владеете украинским языком.
Программа для:
- 5 класса
- 6 кл. - ни одного произведения русской литературы.
- 7 кл.
- 8 кл. - ни одного произведения русской литературы, может быть, у меня что со зрением?
- 9 кл.
- 10 кл.
- 11 кл..
При этом "Слову о полку Игореве" крупно повезло - оно попало в число памятников украинской литературы, поэтому ему так вольготно в программе, составленной из... не буду о печальном, посмотрите сами.
Вопрос о расширении обязательных для изучения произведений мировой литературы в российских школах стоит, на мой взгляд, остро, но он упирается в необходимость пересмотра существующей программы и введение нового, концептуально иного подхода к её составлению. Долой коммуналку, долой лоскутное одеяло - одного выкинули, другого на его место поставили или всех уплотнили до полной потери смысла. Должен произойти отказ от хронологического принципа подачи материала. В старших классах учащиеся должны читать то, что больше подходит по возрасту, а не то, что было написано позже.
Программа по литературе не резиновая. Любое добавление нового материала чревато ситуацией, знакомой нам по фильму "Гараж", только вместо незадачливых членов гаражного кооператива должны оказаться произведенеия классиков.
Действительно, в школьной программе очень мало времени отведено для изучения зарубежной литературы. Да и как государственная система образования может себе позволить быть столь не патриотичной и позволять формировать инакомыслие в столь восприимчивом детском разуме. Поэтому в пределах разумного школа допускает заглянуть в "другие миры", но истинную любовь и понимание воспитывает ко всему русскому. Не могу сказать, что это неправильно.
Однако в зарубежной литературе есть очень много интересных произведений, которые наполнены смыслом и направленные на воспитание общечеловеческих ценностей. Может быть в современном мире стоит быть более мобильными и предлагать учащимся альтернативу устоявшимся спискам изучаемой литературы.
Мне, например, очень понравилось когда-то произведение Этель Лилиан Войнич "Овод" - мне его порекомендовала моя мама, когда я училась в классе 10... потом я его еще перечитывала раза два, очень уж мне оно понравилось, до слез...
Интересен может быть для старшеклассников исторический роман польского писателя Генрика Сенкевича «Quo vadis» («Куда идёшь»).
Произведения зарубежных авторов есть в школьной программе.Про старшую, среднюю и младшую школу надо писать отдельно, но вот например такие произведения в школьной программе есть:
- Сказки Г.Х. Андерсена
- Р. Э. Распэ - Приключения барона Мюнхаузена
- У. Шекспир
- Гомер
- Даниэль Дефо - Робинзон Крузо
- М. Твен
- Астрид Линдгрен
- Дж.Р.Р.Толкин
И это малая часть. Зарубежная литература - это часть программы и немалая. Но так как мы живем в России на основное изучение даются классические произведения отечественных классиков авторов.
А на счет, что надо бы включить ещё...сложно сказать. Я не смогу перечислить достойный список литературы, так как это не мой предмет, но список обновляется, и в программу включаются произведения и более современных авторов. Надо, что бы эти произведения прошли испытание временем и обществом и подтвердили свое качество и важность для такого изучения, как школьная программа. Это не просто популярность, это смысловая нагрузка, отражение эпохи, а это время.
Действительно, я, как окончивший школу пару лет назад могу подтвердить, что 95% книг которые изучают на уроках литературы- русские произведения.Зарубеж
Я бы советовал знакомить школьников с моим любимым зарубежным писателем-Виктором Гюго,роман:"Человек,
Потом,стоит включить в программу книгу:"Маленький принц" Экзюпери.Я вообще считаю,что долг учителей литературы познакомить с этой книгой своих воспитанников.Это философское произведение.очень глубокое,мудрое.Може
Да, эта традиция пошла из советского времени, когда старались помещать в учебниках поменьше зарубежных литературных произведений. А вот в царское время было наоборот, все дворяне фактически росли на зарубежных произведениях, но у дворян было великое преимущество, они в совершенстве владели французским, английским, немецким и в соновном эти произведения читали в оригинале.Но вот какие литературные произведения можно внести в список изучаемых в русской школе. Думаю, не мешало ввести два-три романа Александра Дюма, расширить список произведений Шекспира, Мольера, Гете(а ведь Гете - величайший мыслитель и писатель всех времен), внести некоторых драматургов древности, обязательно расширить изучение Гейне, величайшего немецкого поэта, а также внести хотя бы современные сказки зарубежных писателей. А эт уже весомая прибавка.
У меня тоже возник такой вопрос и я подошла к учителю литературы к разъяснению. Она сказала, что сейчас программа усложнилась именно объемом, добавились современные авторы. Если в начальных классах действительно еще есть зарубежные авторы, то в старших они остались только в списках дополнительной литературы и читаются по желанию. То есть большинство их не читают.
Я бы включила М.Сервантеса "Дон Кихот", В.Гюго "Собор Парижской богоматери", "Человек, который смеется", Э.М.Ремарк "Три товарища", Д.Остин "Гордость и предубеждение". Я бы и еще включила, но пусть хотя бы это прочитают.
Сначала нужно изучить свою литературу! Что у нас своих произведений мало? Да если все включить в программу, то и не хватит 11-12 лет обучения. Зарубежную Литературу нужно проходить либо в колледжах, либо в институтах(до и то ограниченно), когда человек более менее сформирован как личность. И только если человек выбрал сам, какой либо предмет, предусматривающий изучение иностранной литературы, то тогда да, в полном объеме!
Но с отсутствием произведений иностранной литературы в школьной программе - я не согласен.
Она как обсуждалось раньше есть и есть в том объеме в котором достаточно!