Почему в программу по литературе почти не включают зарубежные произведения?

И какие произведения зарубежных авторов, по вашему мнению, обязательно нужно изучать в школе.

4

Ответы (8):

4

Вообще-то меня очень удивил Ваш вопрос.

А что , "Дон Кихот Ламанческий.." Сервантеса уже не входит в школьную программу? И "Короля Лира" У.Шекспира тоже не изучают.Знаменитый монолог "Гамлета" "Быть или не быть? вот в чём вопрос..." уже школьники не учат наизусть?

Я бы предложил детям мировую классику:

Д.Дефо "Робинзон Крузо"

"Приключения Гулливера",

"Сказки" Джанни Родари, особенно "Чиполино" - этакий начальный курс чёрного риэлтора.

А не изучают зарубежную литературу, как я предполагаю, по той причине, что совсем не остаётся часов в программе на полноценное развитие ребёнка, ведь надо ещё изучить курс ОБЖ, т.е. как выжить в этой стране, что делать и как спасать свою жизнь, если начался террористический акт, что делать, если нашёл бомбу и т.д. Поскольку в советское время таких проблем в стране не было, то больше времени и часов в школьной программе уделялось культурному развитию ребёнка.

3

Если Вам хотелось бы ещё больше зарубежной классики в школьной программе, то Вам очень понравилась бы программа по зарубежной литературе, которая есть в Украине. Это бывшая русская литература, которую пообкорнали со всех сторон до неприличия и запихнули в коммуналку с другими произведениями мировой классики. Это при том, что для литературы украинской выделен отдельный предмет.

Оно, конечно, логично изучать национальную литературу подробно, но насколько я помню программу по украинской литературе, в неё механически свалили всё, что изучали в советское время, и то, что писали диссиденты. Так и получается, что "Песнь о моём Сиде" стоит сапогом на горле у "Евгения Онегина" и бьётся за место под солнцем с "Стариком и морем", а по соседству неспешно и с размахом детям вдалбливают в головы сочинения лауреатов Сталинской премии и тех, кого этот режим гноил в лагерях, а также каких-то невнятных литераторов XIX века, сочинения которых никогда не были частью нормального литературного процесса. Стоит ли удивляться, что за двадцать с лишним лет такого изучения литературы (собственной и всемирной) выросло поколение украинцев, у которых в голове полная каша и шлаков шлаков больше, чем алмазов знаний. Посмотрите, там всё просто: имена авторов узнаются в украинском варианте, а названия произведений легко угадываются, если Вы не владеете украинским языком.

Программа для:

  • 5 класса
  • 6 кл. - ни одного произведения русской литературы.
  • 7 кл.
  • 8 кл. - ни одного произведения русской литературы, может быть, у меня что со зрением?
  • 9 кл.
  • 10 кл.
  • 11 кл..

При этом "Слову о полку Игореве" крупно повезло - оно попало в число памятников украинской литературы, поэтому ему так вольготно в программе, составленной из... не буду о печальном, посмотрите сами.

Вопрос о расширении обязательных для изучения произведений мировой литературы в российских школах стоит, на мой взгляд, остро, но он упирается в необходимость пересмотра существующей программы и введение нового, концептуально иного подхода к её составлению. Долой коммуналку, долой лоскутное одеяло - одного выкинули, другого на его место поставили или всех уплотнили до полной потери смысла. Должен произойти отказ от хронологического принципа подачи материала. В старших классах учащиеся должны читать то, что больше подходит по возрасту, а не то, что было написано позже.

Программа по литературе не резиновая. Любое добавление нового материала чревато ситуацией, знакомой нам по фильму "Гараж", только вместо незадачливых членов гаражного кооператива должны оказаться произведенеия классиков.

2

Действительно, в школьной программе очень мало времени отведено для изучения зарубежной литературы. Да и как государственная система образования может себе позволить быть столь не патриотичной и позволять формировать инакомыслие в столь восприимчивом детском разуме. Поэтому в пределах разумного школа допускает заглянуть в "другие миры", но истинную любовь и понимание воспитывает ко всему русскому. Не могу сказать, что это неправильно.

Однако в зарубежной литературе есть очень много интересных произведений, которые наполнены смыслом и направленные на воспитание общечеловеческих ценностей. Может быть в современном мире стоит быть более мобильными и предлагать учащимся альтернативу устоявшимся спискам изучаемой литературы.

Мне, например, очень понравилось когда-то произведение Этель Лилиан Войнич "Овод" - мне его порекомендовала моя мама, когда я училась в классе 10... потом я его еще перечитывала раза два, очень уж мне оно понравилось, до слез...

Интересен может быть для старшеклассников исторический роман польского писателя Генрика Сенкевича «Quo vadis» («Куда идёшь»).

2

Произведения зарубежных авторов есть в школьной программе.Про старшую, среднюю и младшую школу надо писать отдельно, но вот например такие произведения в школьной программе есть:

  • Сказки Г.Х. Андерсена
  • Р. Э. Распэ - Приключения барона Мюнхаузена
  • У. Шекспир
  • Гомер
  • Даниэль Дефо - Робинзон Крузо
  • М. Твен
  • Астрид Линдгрен
  • Дж.Р.Р.Толкин

И это малая часть. Зарубежная литература - это часть программы и немалая. Но так как мы живем в России на основное изучение даются классические произведения отечественных классиков авторов.

А на счет, что надо бы включить ещё...сложно сказать. Я не смогу перечислить достойный список литературы, так как это не мой предмет, но список обновляется, и в программу включаются произведения и более современных авторов. Надо, что бы эти произведения прошли испытание временем и обществом и подтвердили свое качество и важность для такого изучения, как школьная программа. Это не просто популярность, это смысловая нагрузка, отражение эпохи, а это время.

1

Действительно, я, как окончивший школу пару лет назад могу подтвердить, что 95% книг которые изучают на уроках литературы- русские произведения.Зарубеж­ную литературу, только предлагают изучать самостоятельному по внеклассному чтению,дают в списках литературы на лето.Думаю основная причина этого, ограниченное время которое отведено на уроки литературы.Просто не успевают проходить на уроках еще и зарубежных классиков.Но думаю,можно убрать некоторые произведения из программы и уделить это время знакомству с зарубежной литературой.Например роман:"Война и мир", замечательное произведение, но тяжелое для школьников.Еще некоторые произведения.

Я бы советовал знакомить школьников с моим любимым зарубежным писателем-Виктором Гюго,роман:"Человек,­который смеется".Это не только увлекательный сюжет,но и немножко истории Франции,а главное мудрые мысли,размышления,ве­чные картины добра и зла.

Потом,стоит включить в программу книгу:"Маленький принц" Экзюпери.Я вообще считаю,что долг учителей литературы познакомить с этой книгой своих воспитанников.Это философское произведение.очень глубокое,мудрое.Може­т лучшая книга из когда-либо написанных.Она о мудрости детей и глупости взрослых.В ней много прекрасных фраз,афоризмов.

1

Да, эта традиция пошла из советского времени, когда старались помещать в учебниках поменьше зарубежных литературных произведений. А вот в царское время было наоборот, все дворяне фактически росли на зарубежных произведениях, но у дворян было великое преимущество, они в совершенстве владели французским, английским, немецким и в соновном эти произведения читали в оригинале.Но вот какие литературные произведения можно внести в список изучаемых в русской школе. Думаю, не мешало ввести два-три романа Александра Дюма, расширить список произведений Шекспира, Мольера, Гете(а ведь Гете - величайший мыслитель и писатель всех времен), внести некоторых драматургов древности, обязательно расширить изучение Гейне, величайшего немецкого поэта, а также внести хотя бы современные сказки зарубежных писателей. А эт уже весомая прибавка.

1

У меня тоже возник такой вопрос и я подошла к учителю литературы к разъяснению. Она сказала, что сейчас программа усложнилась именно объемом, добавились современные авторы. Если в начальных классах действительно еще есть зарубежные авторы, то в старших они остались только в списках дополнительной литературы и читаются по желанию. То есть большинство их не читают.

Я бы включила М.Сервантеса "Дон Кихот", В.Гюго "Собор Парижской богоматери", "Человек, который смеется", Э.М.Ремарк "Три товарища", Д.Остин "Гордость и предубеждение". Я бы и еще включила, но пусть хотя бы это прочитают.

0

Сначала нужно изучить свою литературу! Что у нас своих произведений мало? Да если все включить в программу, то и не хватит 11-12 лет обучения. Зарубежную Литературу нужно проходить либо в колледжах, либо в институтах(до и то ограниченно), когда человек более менее сформирован как личность. И только если человек выбрал сам, какой либо предмет, предусматривающий изучение иностранной литературы, то тогда да, в полном объеме!

Но с отсутствием произведений иностранной литературы в школьной программе - я не согласен.

Она как обсуждалось раньше есть и есть в том объеме в котором достаточно!