Балты-литовцы и славяне-беларусы. Были ли они на равных в ВКЛ?
Ответы (3):
Понятие "славяне" очень расплывчатое. По сути это примерно то же самое по отношению к сарматам, что и романские народы по отношению к латинам (римлянам), т.е. подвергшиеся сарматизации племена разной этнической природы: финские, балтские, кельтские, иллирийские, фракийские. И так же как население Римской империи объединяла латынь, так и "славян" (точнее "словен") объединяло "Слово" (в данном контексте диалекты сарматского (русского) языка). Поэтому болгары - это сарматизированные фракийцы, сербы и хорваты - сарматизированные иллирийцы, чехи, словенцы - сарматизированные кельты и т.д.
Если говорить о белорусах, то в массе своей это как раз и есть сарматизированные балты, ближайшие родственники других балтов - литовцев и пруссов. Собственно, в отдельных белорусских деревнях прусский язык сохранялся до 20 века, а самих белорусов звали литвинами. Да и немецкое название Пруссия произошло от искаженного Порусье (т.е. граница Русского мира), точно так же, как Балтийское Поморье стало Померанией, а Бранибор - Бранденбургом.
В современной Литве не очень любят акцентировать внимание на том факте, что более 150 лет литовские племена платили дань русским князьям и от своей вассальной зависимости избавились лишь в ходе татарского нашествия. А так бы за пару сотен лет тоже стали "белорусами".
Что касается крепостных крестьян и просто крестьянского сословия, которое и составляло большинство населения ВКЛ, то тут равенство в правах (а точнее в бесправии) было полное.
А вот относительно феодалов, тут есть отличия.
Формально первыми великими князьями ВКЛ были балты Миндовг, Войшелк, Витень и т.д. Но начиная с Гедимина, который стал женить своих детей на детях славянских князей, можно говорить, что правящая элита ВКЛ ославянилась. Соответственно, главной проблемой в ВКЛ была не борьба за равенство балтов и славян, а борьба за равенство православных и католиков.
Начиная с великого князя Ягелло, который принял католичество, и крестил литовцев, начинается это противостояние и отстаивание прав православных.
Нет не были. Жмудь/Жемайтия достаточно долго просто служила разменной монетой в столкновениях с ливонцами и тевтонами. Несколько позже воспоследовала достаточно насильственная католизация населения. Только века с 15-го Жмудь существует в составе княжества Литовского на более - менее равных правах.