Почему Пастернака за Нобелевскую премию осуждали, а Шолохова хвалили?
Борис Пастернак за получение Нобелевской премии за роман Доктор Живаго был сурово осужден советской общественностью и властями, а Михаил Шолохов за Тихий Дон, напротив, прославлен и восхваляем. Но по сути оба романа одного порядка. Оба преимущественно охватывают события Гражданской войны, в обоих главными героями являются не коммунисты, а их противники (интеллигент и белоказак), война показана не как цепь геройских подвигов пламенных большевиков, а как сплошной кошмар и ужас, белые не всегда кровожадные монстры, а красные не всегда рыцари без страха и упрека. И у Шолохова враги Советской власти не только помещики-капиталисты, но и простые работяги-казаки. Другими словами, оба романа не вписываются в строгие рамки партийной трактовки истории. Отчего же один автор подавался чуть не как враг Советской власти, а другой - как гордость и слава советской литературы. В чем идеолого-политическая (не художественная) разница обоих романов?
Ответы (2):
Я немножко не соглашусь с автором вопроса о том, что роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и роман Михаила Шолохова "Тихий Дон" оба романа одного порядка.
Они далеко не одного порядка. Борис Леонидович открыто писал в своем романе "Доктор Живаго", что Октябрьская революция была ошибкой в истории России и лучше бы было ее не делать.
Потом еще несколько деталей. Роман Шолохова был опубликован впервые в СССР и на русском языке. А Борис Пастернак не смог опубликовать свой роман в СССР и он вышел впервые в Италии, на итальянском языке, а затем в Голландии, Англии и США.
А уже из США, не без помощи ЦРУ, книга попала в страны Социалистического лагеря, в том числе и в СССР. Причем ЦРУ использовало роман "Доктор Живаго" как часть антикоммунистической пропаганды. Эту книгу бесплатно раздавали туристам из СССР, кому посчастливилось в те годы выезжать за рубеж.
Кроме всего прочего, у Бориса Леонидовича не сложились личные отношения с главным редактором литературной газеты Кочетовым, главным редактором "Нового мира" Симоновым и членом ЦК КПСС по идеологической работе Сусловым М. А., который предлагал Пастернаку написать несколько стихов о Н.С. Хрущеве, а так же несколько произведений очерняющих Сталина и Берию, но Пастернак отказался.
Думаю, тут разница не столько в романах, сколько в их авторах. Шолохов всю жизнь оставался советским писателем, работающим в русле руководящей партии, и его "Тихий Дон" трактовали именно с такой позиции.
Пастернак же ко времени награждения Нобелевской премией уже имел прочную репутацию оппозиционера и "антисоветчика". И отношение к его произведениям (даже вполне нейтральной лирике) было соответствующее. Отсюда и разница.