Чем кавер-версия отличается от обычного плагиата?
Если можно, с примерами.
Ответы (4):
Всё очень просто. Был композитор Бах, который писал и исполнял написанное. Или Моцарт. Или Лист. Попутно издавались ноты сочинённого - их мог купить любой и играть самостоятельно или в коллективе на радость людям и на заработок себе. Такая система никого ведь не удивляет?
Появление звукозаписи понесло музыку в такие массы, до которых она раньше доходила лишь в виде игры на свадьбах и похоронах. Сначала она касалась лишь "серьёзной музыки". Рахманинов написал симфонию - он же её и сыграл, дело записали, издали пластинку. Вот и есть у нас авторское исполнение. Но потом появился замечательный пианист Владимир Ашкенази, Святослав Рихтер и многие другие, сыгравшие эти же произведения. В терминах эстрадной музыки мы бы сказали, что они исполнили "каверы", но ведь ни один поклонник академической музыки никогда бы и не подумал, что композитор пишет ради записи и единоличного исполнения! Как бы само собой разумеется, что ему заплатят за ноты, и это тоже честно.
Так почему же всякий понимает, что музыкант может не быть ни автором, ни самым первым исполнителем, когда дело касается академической музыки, но многие делаются внезапно глупыми-преглупыми и не видят той же разницы по отношению к эстраде?
Это дело имиджа исполнителя, лени и необразованности слушателя и маркетинга как такового. Говорит человек "песня Элвиса", даже не задумываясь, что сам Пресли не писал ни музыку, ни тексты. Ему сочиняли другие: мужчины, женщины, негры, евреи, старые, молодые - но все они остались за кадром. Публику, а с ней и продажи привлекал именно Элвис, поэтому его внешность и имя стали товарным знаком, магически действовавшим на массового покупателя пластинок и мерчандайза (плакатов, футболок и прочих вещей разной степени неполезности с изображениями кумиров).
Действительно, были авторы-исполнители, оставившие глубокий отпечаток индивидуальности на своих песнях и манере их исполнения. Высоцкий настолько жёстко ассоциируется с исполненным им, что даже "Песня акына", написанная на стихи Вознесенского многими ошибочно приписывается В. С. Но это не "кавер" - пока Высоцкий не придумал ритм с аккордами, сложившимися в мелодию, песни не было, только стихи.
Однако принцип остаётся тем же. Если Вася Пупкин не приписывает авторство себе, но честно указывает, откуда взял "дровишки", а также платит всё, что по закону положено, то имеет право на "кавер-версии", даже если они бездарно исполнены. Гнилыми помидорами забросают Васю, а не авторов. Бывают переводные каверы, когда оригинальной остаётся лишь мелодия, как это произошло со многими песнями Р. Паулса, русскоязычными вариантами которых прославилась Пугачёва, а до этого их исполняли по-латышски другие люди. Глония Гейнор дала песне "Я выживу" только свой голос и исполнительский талант, поэтому ей причитается только с её концертов и записей:
Плагиат - это когда чужое приписывается себе. Так получилось с главной теме к фильмам о Джеймсе Бонде - на самом деле её сочинил совсем не тот, кому доставалась слава и все деньги в течение десятилетий. В поп-музыке его сложно доказать, потому что обычно чужое добро берётся не целиком, а частями. И кто-то должен долго ходить по судам и оплачивать расходы. Таких не нашлось, чтобы защитить авторство Бориса Ивановича Фомина, ведь дело было много лет после его смерти и за железным занавесом:
Сделайте доброе дело: сходите по второму видео на Ютуб и поставьте дизлайк - это единственное, что человек из народа может...
Можно взять кусочек чужого - с разрешения автора и с занесением его в соавторы со всеми причитающимися финансовыми и моральными последствиями. Это называется сэмплированием. Прежде чем тыкать пальцем и орать, что кто-то у кого-то что-то украл, сначала выясните официальный список авторов. Сделать это можно, лишь покупая физическую или цифровую легальную версию продукта. "Бесплатно скачавший" - сам вор, потому что никому не заплатил за труды, ему лучше замолчать. В качестве примера сэмплирования: единственный исполнитель, которому Ульвеус и Андерссон разрешили отстегнуть "ломтик", была Мадонна. Поэтому их имена среди авторов Hung Up! наравне с другими
Надеюсь, теперь все точки над i расставлены.
Кавер-версия музыкального произведения - это, скорее, ремейк, чем плагиат. НЕ плагиат кавер-версия уже потому, что никто себе не приписывает авторство. Просто берется известное произведение, производится аранжировка. при этом сохраняется авторство, просто кавер-группа или исполнитель вносит свои новшества на готовую основу. Многие из известных исполнителей начинали с кавер-версий, например, группа "Роллинг стоунз" или Джо Коккер. А потом они стали исполнять оригинальные авторские композиции.
Плагиат - это заведомое выдавание чужой идеи, или части ее или готового интеллектуального продукта за собственные.
Кавер подразумевает новое трактование или исполнение в новом стиле(или аранжировке в случае музыки) старого произведения, или производство старого продукта для нового неподразумеваемого автором идеи этого продукта применения или употребления, но при этом, не скрывая авторство начальной идеи и не выдавая ее за свою. Более того кавер-версия продукта может быть выпущена самим автором или правообладателем. Например, Роман Булгакова «Белая гвардия» - не что иное, как кавер-версия пьесы «Дни турбиных». Или Фольксваген Жук - кавер-версия себя образца 33 года. А все Жигули седаны советского производства кавер-версии «копейки». Разница только в том, что вслучае Жука, речь о дизайне, а у Жигулей в технологии.
Чаще всего, термины «кавер» или «кавер-версия» в русском языке применяются в отношении музыки, театра и кино. В английском его применяют к любой интеллектуальной собственности.
Название плагиат происходит от латинского слова, которое переводится как воровство, похищение. Т. е. плагиат, это когда чужое произведение выдается за свое.
А кавер это когда не скрывая авторства песня исполняется в новой аранжировке, в новом стиле.
А примеры. Посмотрите диски "Старые песни о главном" или передачу "До-ре"
Да и наверное современная аранжировка народных песен - это тоже кавер-версии этих песен.
Кроме того, иногда, песня становится популярной именно в исполнении кавер-групп.