В чём особенность внутреннего мира героев русской литературы 19 века?
Ответы (5):
Достоевский в свой речи о Пушкине утверждал, что все книжные герои русской литературы -
нескладные да неладные, и вот только образ Татьяны из «Онегина» - цельный и гармоничный.
Конечно, нам сейчас так вовсе не кажется.
У нас сейчас сильный перевес умственного и информационного, всезнающий гугл -
в нашем распоряжении, мы общаемся со всем миром, вся история и история искусства -
при нас.
Пусть пока для немногих, но открылись духовные высоты, тогда доступные единицам.
Мир книг классики - это мир писательской души прежде всего, насыщенный энергиями их переживаний и исканий.
Герой - это только ипостась автора, и ясно, что он неотделим от своего источника как палец от ладошки.
В моём личном ощущении им всем не давало покоя чувство неблагополучия и неблагоустроенности своей Родины при огромной любви к ней.
Лермонтов прямо видел беду и описал её, Достоевский и Толстой уповали на Христа.
Жуть предстоящей революции и сталинизма задолго до своей реализации
проявлялась в массе подробностей, которые они и чуяли и отмечали.
Громадность катастрофы давила их, сил хватало только на вопросы «Кто виноват?», «Что делать?»
В этом особенность и состоит - устремлённость к высшему наряду с чувством обречённости настоящего.
Конечно же все зависит от литературного произведения, но у многих писателей и их героев есть много общего. Например стремление к свободе, вырваться из привычного круга рамок и условностей. Многие герои были за справедливость, равенство. При этом, их часто терзали внутренние противоречия и депрессии.
Наверное, особенностью героев русской литературы 19 века стало как раз появление у них внутреннего мира. Писатели заинтересовались внутренними переживаниями героев, их исканиями, психологической подоплекой их поступков. Именно в это время творили такие мастера психологического романа как Достоевский, Тургенев или Толстой. Эти авторы глубоко анализировали чувства человека, пытались показать его страсти, скрытые за внешней невозмутимостью, делали своих героев максимально приближенными к простому человеку, к народу. Герои любили и страдали, совершали преступления и раскаивались, ничему не верили и все отрицали, предпочитая доходить до всего сами. Впервые именно в литературе этого периода писатель попытался раскрыть перед читателем внутренний мир, показать взаимосвязь поступков и совести, чувств человека. Показать его внутреннюю борьбу, внутренние противоречия и то, как герой эти противоречия преодолевал, становясь цельной личности или приходя к определенному выводу, находя свой путь в жизни или находя свою смерть, если противоречия оставались неразрешенными
Просто людей в русской литературе XIX в. практически нет. Есть лишний человек, сверхчеловек, маленький человек. Может быть еще круче - противостояние лишнего и сверхчеловека. Открывает эту галерею пара "Онегин - Ленский", далее следуют "Павел Петрович - Базаров", "Раскольников - Свидригайлов". Сверхлюди - это и люди войны: Долохов, Наполеон, Тихон Щербатый. Все они или изгоняются из своего круга, или гибнут в силу своего неумения жить с людьми.
Маленький человек может стать сверхчеловеком посмертно, мстя за свою загубленную жизнь. Пример - призрак умершего Башмачкина бродит по городу, срывает с генералов шинели.
Русская литература не замыкалась в рамках словесного искусства,
она стремилась понять жизнь и усовершенствовать её.
Но писателям и их героям не хватало уровня подготовки, чтобы
реально переворачивать пласты жизни.