В чём смысл фильма «Пианистка­» Михаэля Ханеке?

0

Ответы (1):

2

Фильмы Михаэля Ханеке всегда наводят на мысль о некой психологической клаустрофобии. Его социальные и культурологические выводы бывают порой настолько сильны и безапелляционны, что при просмотре не покидает чувство тревоги из-за ощущения, что выбраться просто так из созданного им мира практически невозможно, а другого развития сюжета просто и быть не может.

Недаром этот хитровыдуманный старик изучал в своё время философию, психологию и историю театра, а свою первую картину снял уже будучи в почтенном возрасте.

Хотя сам Ханеке, как и многие режиссёры его уровня, намеренно не даёт ключей к пониманию своих лент, и даже наоборот, запутывает зрителя, чтобы никто и думать не смел о его интимной причастности к материалу, основные смысловые пласты найти в них всё же возможно.

Говоря конкретно о «Пианистке», хочется выделить три составляющие её сюжета.

  • Психологическая.

Основные мотивы поведения главной героини фильма Эрики кроются в давлении на её личность собственной матерью, чей неустанный контроль над дочерью сдерживал её чувственность долгие годы. Отсутствие личной жизни и личной территории не только в плане совместного с матерью проживания, но и внутри себя, и стало тому причиной.

  • Социальная.

На примере влюблённого в Эрику студента показано, что и умный, талантливый и интересный человек может быть последней сволочью и человеком весьма недалёким. Если бы в своём отношении к Эрике он взял за основу причину её поведения, а не следствие, то тогда сила любви стала бы для неё спасительной, вытянув из личного ада.

  • Экзистенциальная.

Эрика была духовно одарённым человеком. Она хорошо разбиралась в нюансах музыкального искусства, в его эмоциональных составляющих. Но жизнь не идёт по законам искусства, что и травмирует главную героиню окончательно.