В чем фишка симфонического концерта без музыки (см.)?
На видео - Санкт-Петербургская академическая филармония. Фрагмент концерта 21.05.2016 г. ("Ночь Музеев").
Кто дорос до столь запредельного произведения? Объясните, в чем суть?
Ответы (2):
Это уже довольно старое и чрезвычайно известное произведение американского композитора, музыковеда, философа Джона Кейджа под названием "4'33".
Джон Кейдж ещё в своей книге "Молчание", сборнике его статей, внятно изложил свое мнение, что именно слушатель делает произведение законченным.
Что именно происходит в этой пьесе Д.Кейджа. Музыканты держат свои инструменты и ...в течение четырех минут и 33 секунд молчат, а все, что мы, слушатели, слышим и есть музыкальная пьеса. Это может быть шум автомобилей, звук шагов по коридору, шелест страниц, дыхание, гул электроприборов в здании - это все и есть на этот промежуток времени музыка.
Кейдж просто берет это пространство-время, помещает в незримую рамку и говорит:"Вот на что вы будете смотреть. То, что вы видите и слышите, - и есть произведение искусства".
Музыканты уходят, и пьеса заканчивается. Вот и все.
Получается, что при каждом исполнении этого произведения, музыка ( как ее понимает Кейдж) будет всегда новая?
P.S. а недавно кто-то сказал, что музыка - это тишина между звуками.
Фишка тут есть.
Проблема для нормального зрителя-слушателя в том, что он не понимает, что, ваще, происходит.
Как говорит Марков в телешоу, сейчас я вам все объясню, как все на самом деле.
Во-первых, это категорическое глумление над «случайным» посетителем филармонии. Смысл его в том, что «вы все равно спите или пережидаете, не будем вам мешать громкими звуками».
Во-вторых, исполнение. Оно реально присутствует. Партитура вполне настоящая. Исполнение вполне настоящее. Только они происходят в голове дирижёра и каждого из оркестрантов, реально происходят. Они по-настоящему живут в своем мире музыки, только им не мешают зрители и критики. Вполне себе, идеальный мир музыки.
Наш великий и могучий велик и могуч тем, что в нем есть разница между артом и искусством, между творчеством и креативом(опять требуется контекстное пояснение, как у Маркова: арт - это всякая искусственная хрень, а искусство - оно и есть, аналогично с креативом и творчеством). То, что мы посмотрели - это очень профессиональный музыкальный юмор, как любой юмор, очень контекстный, короче, не для всех, а, выражаясь бомондно, перформанс.
А совсем проще: над нами поглумились очень профессионально, в смысле, профессионально-спец
«Энди Уо-о-о-орхол, чтож ты вьё-о-о-о-си над мо-о-о-ё-о-и головой»(НС(с)).