Меняется ли характер звучания композиции при смене тональности?
Речь идёт не о смене минора на мажор и наоборот, а повышении/понижении.
К примеру, возьмём две известные композиции "Shiro Sagisu - Treachery" и "Charlie Clouser - Hello Zepp". Невооружённым взглядом видно, что ноты в них крайне похожи, но первая написана в ля-миноре, а вторая - в ре-миноре. Есть мнение, что первая при этом звучит печально и драматично, а вторая - более агрессивно.
Таким образом, можно ли утверждать, что характер звучания композиции будет немного иным, если повысить или понизить тональность?
Ответы (5):
Характер звучания меняется в сторону повышения или понижения звуков, а так все остается неизменным. Композиция может быть сыграна на высоких нотах и будет звучать нежно и напоминать журчащие ручейки, если эту композицию опустить в тональность ниже, то звуки будут звучать более зрело и красиво, ну а если композицию играть в басах, то она будет звучать тревожно и агрессивно, но при этом звучание мелодии будет сохраняться.
Из этого следует, что меняется характер звучания композиции, если ее играть в разных тональностях.
Утверждать можно и нужно. Но это надо чувствовать. Для этого нужен утончённый музыкальный слух и общая и всесторонняя музыкальная одарённость, которые позволяют музыканту улавливать такие тонкие нюансы, как оттенок тональности, наиболее походящий для каждого определённого произведения. И речь здесь идёт не о таком большом разбросе, как ля и ре минор, как Вы приводите в примере, а о тонах, и даже полутонах. Исключительным, гениальным чувством таких оттенков, обладал, например, великий Фридерик Шопен, из-за чего его лирические ноктюрны, да и все остальные фортепианные произведения, и получились столь кристально и божественно звучащими.
Для меня не имеет особого смысла, в какой тональности будет звучать одна и та же композиция: в ля-миноре или ре-миноре. Поэтому мнение, о котором пишет автор вопроса, я не поддерживаю.
А вот когда в мелодии присутствует так называемая транспозиция (смена тональности), как правило, повышающая тональность на 0,5-1 тон выше, то характер звучания одной и той же композиции меняется. Только слова "печальность" и "агрессивность" в данном случае неуместны.
Разумеется, мелодия в каждой гамме будет звучать по разному, даже если обе гаммы минорные или мажорные, но все таки печальность или агрессивность в куда большей степени будут завесить от стиля игры, чем гамма. А вот существенное понижение или повышение тональности реально могут существенно повлиять на восприятие мелодии даже без смены гаммы. Мелодия в высоких тонах не будет восприниматься так же как мелодия в басах.
Даже если тональность повышается на полтона, например из Фа мажора в Фа диез мажор. Она будет другая. Это очень сложная тема во первых, потому-что всё очень субъективно и нельзя провести исследование на группе желающих. Во вторых, это настолько тонкая материя, что вряд ли кто-то будет это исследовать. Хотя это очень интересно.