Почему в СССР так пропагандировали классическую музыку?
Она звучала постоянно по радио, телевидению, на концертах.
Почему сейчас одна попса и ее производные?
Ответы (3):
Жизнь в Советском Союзе всегда пытались строго регламентировать, разложить на можно и нельзя. Классика казалась более "безобидной", проверенной годами, реакция на неё предсказуемая. Да и старичкам в политбюро, она, наверно, была понятнее, привычнее.
Когда искусственные преграды были убраны, стали популярны всякие "Ласковые маи", вся низкосортная попса воспринималась, как что-то свежее, интересное.
А сейчас есть возможность выбирать, но в СМИ предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. Чтобы слушать классику нужна соответствующая атмосфера, подготовленность слушателя. В современном ритме проще фоном пустить не отвлекающую лабуду.
Действительно, классической (академической) музыке в СССР уделяли огромное внимание. Любой сборный праздничный концерт проводился по одной схеме: сначала несколько номеров классической музыки (симфоническая, арии из опер), потом балет, потом - народные номера, затем что-то из патриотических песен, затем, уже под конец, эстрада.
Классику часто передавали по радио, она, можно сказать, шла "фоном".
Почему так было?
Как можно понять из исторических экскурсов, роли музыки и вообще искусства в СССР уделяли большое внимание. У истоков государства стояли люди образованные, например, В.И.Ленин, который, как известно, любил классику.
Руководители государства и определяли общую направленность развития общества. И классическая музыка входила в тот "пакет", как сейчас модно говорить, который формировался и внедрялся в воспитательно-образовательных целях.
В СССР было огромное количество музыкальных школ, в которых детей приучали с раннего возраста к лучшим образцам музыкального искусства.
Знать классику было престижно, это входило в понятие некоей элитарности, к которой, впрочем, мог приобщиться любой человек, вне зависимости от происхождения и материального статуса. Детей водили на концерты, на балет, в оперу, это было нормально и привычно.
Да, не всем была по душе классическая музыка, как и сейчас. Но в целом использование этого пласта музыкальной культуры очень благотворно влияет на общую культуру общества, позволяет стремиться к более высокому уровню духовного развития.
Интересный фильм на эту тему тут.
"Лебединое озеро" звучало практически постоянно по известным причинам : члены Политбюро давали дуба регулярно. Западная музыка и отечественный блатняк (он же шансон) были "вне закона". Оставалась вся эта тогдашняя эстрадная попсня, народные и военно-патриотические песни, плюс классика. Советскому руководству виделось, что под звуки музыки Шостаковича да Баха, коммунизм строится намного эффективней. Ну а балет, вообще, - искусство номер один в тоталитарных государствах - по причине бессловесности. С оперой же не все так однозначно: вот почему Вагнер, например, был под запретом.