Как вы оцените количество заводов в Санкт-Петербурге и пригородах?

1

Ответы (1):

4

Смотря когда. Я вырос в одном из заводских районов города, и многие заводы имели историю лет в сто, с дореволюционного Петербурга. Один из родителей и все их друзья и почти все родственники работали на заводах - инженерами и техниками. Заводские смены были определяющими для потоков общественного транспорта. И о заводах как нашей сильной стороне и основе материального благополучия трубили СМИ, тогда полностью государственные. Часть заводов, правда, имела преимущественно оборонный характер и жила без вывесок, но и их гражданская продукция была в продаже. А в девяностых заводы начали приватизировать, распродавать, разорять, территорию либо сдавать по частям в аренду, либо расчищать под жилую застройку. Так прекратили существование целые объединения из нескольких заводов, а также фабрики. Станкостроительное объединение имени Свердлова - осталась территория, головной завод объединения текстильного машиностроения имени Карла Маркса снесён кроме заводоуправления, превращенного в бизнес-центр, трамвайно-механическ­ий завод, делавший все трамваи, закрыт, територии кондитерских фабрик в Выборгском и Центральном районах под жилую застройку, как и военного ремонтного завода на Блюхера. Остались не занятые магазинами и другими арендаторами зияющие цеха Ленинградского научно-производствен­ного объединения электронного приборостроения "Светлана" на Манчестерской улице, "Красная заря" стала бизнес-центром "Эриксон", проектная часть Охтинского научно-производствен­ного объединения "Пластполимер" бизнес-центром "Лесной, 63". Соседние КБСМ и завод Климова выведены подальше, но, наверное, остались. Высшая школа экономики заняла здание одной текстильной фабрики и Кантемировского моста, а торговый центр у Сампсониевского собора - другой. Левашовский хлебозавод пережил блокаду, а теперь под снос - ну в лучшем случае под новый музей блокады.

А в моем детстве город производил почти всё - от шестиметрового зеркального телескопа ЛОМО до трамваев и вагонов метро, от конфет на нескольких фабриках до женских пальто "Большевички", мужских костюмов Володарского, школьной формы на "Салюте", игрушек на "Комсомольской правде". Где пианино "Красный Октябрь" или "Беккер"? Где эскалаторы объединения "Эскалатор"? На западной прибрежной площадке завода "Севкабель", где было заводоуправление, часть цехов и погрузка на суда и грузовой трамвай, танцы и прочий креатив, как и "пространстве" "Ткачи", в части бывшего в целом заброшенного "Красного треугольника", а вместо текстиля на улице Красного текстильщика оформляют документы для въезда и выезда через гос. границу.

Дело ещё в том, что любая конкретная информация о производственных достижениях какого-то предприятия в СМИ считается рекламой и требует договора на рекламу, наверное. Я видел по телевизору в эти годы только сведения о работе судостроителей: спуск на воду каких-то кораблей и плавучей атомной электростанции для крайнего севера. Хлеб мы вроде покупаем питерский, хотя заводов его меньше. Из знакомых почти никто на производстве сейчас не работает, а старики вышли на пенсию и начали умирать. Обидно было слушать по городскому радио, как старые работники Сестрорецкого инструментального завода, основанного как оружейный Петром, спасли часть оборудования, укрыли где-то в сарае и надеялись, что получат новое место для его запуска. Что получилось, не знаю. А раньше ещё "Союз" делал пишущие авторучки, "Парус" и "Светоч" - тетради и записные книжки. Обувных фабрик только под названием "Пролетарская победа" было две, не говоря про гигантский "Скороход" и фабрику спортивной обуви. Были заводы по ремонту грузовиков и самолётов, электронные, механические. Четыре молокозавода, три мясокомбината. Хлебозаводы были в каждом районе. В новое время открыли с фанфарами, по-моему, только западные и азиатские автозаводы, но не все они работают. Я сам задавал такой вопрос.