Правда ли, что Николай II хотел соединить Россию с Америкой жел. дорогой?

1

Ответы (1):

2

Не совсем так. Дело в том, что инициатива во всех случаях инициатива исходила не от российского правительства, а от иностранцев. Но все по порядку. Впервые проект о соединении Северной Америки и Евразии железной дорогой через Аляску был озвучен еще в 1890 году в царствование Александра II. Тогда подобная мысль пришла в голову губернатору американского штата Колорадо Уильяму Гилпину, а реализовать ее взялся американский железнодорожный магнат Эдвард Гарриман. Пересекать Берингов пролив по этому проекту предполагалось пересекать на железнодорожном пароме. Однако российское правительство отказалось выделить земли под железную дорогу, и проект был закрыт. Однако в 1900 и 1903 годах известный французский меценат и путешественник Лоик де Лобель дважды обращался к Техническому Императорскому обществу Российской империи с предложением построить железную дорогу от Якутска до Берингова пролива. Под самим проливом до Аляски предлагалось прорыть тоннель. В первом случае де Лобель обращался от имени некоего международного синдиката, образованного во Франции, а во втором - уже от американского синдиката. Проект предполагал от российской стороны лишь выделение участков земли шириной 12,8 км по обе стороны от будущего железнодорожного полотна (общей шириной 16 миль) и передача этой полосы в аренду Соединенным Штатам на 90 лет. Российское правительство думало над этими предложениями почти 5 лет. Наконец в декабре 1905 года особое совещание Совета Министров под председательством министра С.Ю.Витте утвердило проект и отправило его на согласование в другие ведомства, однако в результате он так и не был согласован и отменен тем же Советом Министров в 1907 году. Так что желание самого императора Николая II нигде не озвучивалось и своей подписи на проекте он не ставил.