Для чего на парусных кораблях впередсмотрящий матрос находился на вершине мачты в специальной бочке
Ответы (2):
На самую высокую мачту подвешивали бочку, и матрос нес в ней свою вахту. С такой высоты обзор моря был значительно больше, чем с носа корабля - матрос мог вовремя предупредить капитана о подстерегающей опасности или о том, что он видит сушу
Для ответа на данный вопрос следует определиться с терминологией и спецификой времен широкого распространения парусников.
Впередсмотрящий
Так как во времена повсеместного распространения парусного мореходства человечество еще не обладало высокотехничными средствами навигации и разведки, из числа матросов назначался наблюдатель, в задачи которого входила постоянная оценка окружающей обстановки:
- Обнаружение непосредственной опасности для корабля (рифы, айсберги, мель).
- Обнаружение объектов на максимально доступном удалении (плавучие объекты, острова).
- Разведка (обнаружение других судоходных средств, идентификация и предварительная оценка их характеристик: скорость движения, количество вооружения).
- Поиск специфических объектов, например выявление групп китов в китобойном промысле.
- Своевременный доклад обстановки ответственному лицу.
В силу формы нашей планеты (эллипсоид - несколько сплющенная у полюсов сфера), радиус обзора непосредственно на палубе ограничен, что не позволяет оперативно среагировать на смену обстановки. Для увеличения эффективности обзора впередсмотрящего поднимают выше над уровнем палубы, чаще всего - на первую от носа корабля мачту, которая называется "фок-мачтой", где матрос в сменном графике осуществляет дежурство.
"Воронье гнездо"
Надо понимать, что условия пребывания матроса в таком вынужденном положении далеки от идеальных: на высоте ветер значительно усиливается, нет возможности укрыться от непогоды (дождь, палящий зной), куда-либо отлучиться, к тому же продольное качение мачты значительно усиливает морскую качку, из-за чего велика вероятность сорваться с высоты, особенно принимая во внимание, что подобные вахты были многочасовыми.
Чтобы хоть как-то нивелировать хотя бы часть этих неудобств, на мачте располагали наблюдательный пункт. Наиболее простым и самым распространенным для подобного поста была форма бочки, хотя в более позднее время и в зависимости от характера судна эти пункты могли несколько изменяться. Из-за своих характерных особенностей подобная конструкция получила название "воронье гнездо".