Почему потрошение и четвертование при казнях устрашало преступников?
Как известно, в Средневековье часто использовалось четвертование и выемка органов из осужденных за самые страшные преступления. Насчет этих видов казней понятно, что неприятно, когда из тебя живьем вынимают органы или ломают все конечности при четвертовании. Однако в позднем Средневековье-периоде Реформации потрошили уже мертвого или потерявшего сознание умирающего человека (например, после повешения).
Вот и не понятно, чем такая смерть хуже для преступника, чем смерть без осквернения трупа. Мне, например, без разницы, что будет с моим трупом после смерти. Сам процесс гораздо более важным кажется. А им-то какая разница была?
Ответы (4):
Средневековье - это мир религии и мистицизма, поэтому всё, происходившее тогда, нужно рассматривать под этим углом зрения. Например, почему еретиков сжигали на костре? Считалось, что Огонь - это очищающее начало, уничтожающее любую скверну - материальную и духовную, а мучения при жизни способны искупить часть грехов в загробном мире, облегчив участь казнённого. Поэтому с точки зрения инквизиторов, сожжение на костре было актом высшего милосердия - так по возможности спасали заблудшую душу, заставляя страдать тело.
Теперь о теле. Важнейшим постулатом иудаизма, христианства и ислама являются представления о воскрешении из мёртвых в час Страшного Суда. Для того, чтобы процесс воскрешения был технически осуществим, покойник должен был быть погребён в земле, где его скелет ожидал чуда воскрешения путем обретения плоти на сохранившийся костяк. Соответственно, если человек не был погребён по канону, то воскрешение становилось невозможным: например, если труп был пожран дикими зверьми на поле боя, а кости растащены в разные стороны. Разные варианты прижизненного или посмертного четвертования помимо прочего преследовали и такую цель - не дать казненному шансов воскреснуть. Ибо разные фрагменты тела разбрасывались по разным сторонам света либо скармливались собакам или свиньям.
Кстати, религиозные представления заставляли очень своеобразно поступать и с телами вполне достойных людей, умерших вдали от дома. Например, Христофора Колумба, почившего во время своего последнего плавания к берегам Америки, верные спутники тщательно освежевали, отделив плоть от костей. Скелет выварили в котле и упаковали в ящик, мягкие ткани засолили в бочке. И вот в качестве такого "конструктора Лего" в лучшем виде доставили в Испанию, где торжественно похоронили в склепе. Что с современных позиций представляется абсолютной дикостью, а тогда было проявлением христианских добродетелей.
Скорее всего, когда видишь и чувствуешь, как у преступника( например , сборщика налогов), обтхватывают по частям руки и ноги , то это страшно. Даже больше - неприятно. Сидишь и думаешь - я не пойду собирать налоги за зарплату, боязно. Пойду, лучше, со своим спортивным, или, сельскохозяйственным образованием пасти баранов и овец. Когда знаешь, что тебе дадут полтора года условно и члены твои останутся на месте, тогда можно все. Тогда можно думу думать и налоги собирать. Не по наслышке слышал, что в горных республиках , басурман хоронили в свиных шкурах , или после этого , остальные мазурики сидели тихо, не высовываясь. Ибо загробная жизнь в свино шкуре не очень привлекательная. Намеков никаких нет, так - слухи.
Вообще, это враньё. И враньё это специально придумали вожди (вельможи, помещики, генералы), чтобы себя успокоить и для острастки законопослушных. Но даже и в те далекие времена, властные чины знали, что "нельзя загонять человека в угол". Ни человека, ни зверя. Преступнику всё равно, что с ним сделают завтра. Но показательная казнь ожесточает его настолько, что он начинает убивать своих жертв безжалостно. Ему уже преподали урок безжалостности такими казнями. И если раньше преступник мог силой отобрать, только избить, то после просмотра казни сразу убивает свою жертву, чтобы не терять время и надежно избавиться от свидетеля. Ему уже всё равно и назад пути нет!
И про это написано во всех учебниках по психологии. Но каждое новое поколение людей почему-то снова и снова жаждет зверства, жаждет расправы. И если молодым и неопытным людям показать такую казнь, то происходит психологический феномен - большая часть людей испытывает отвращение и уже не желает такого зверства. Но есть меньшая часть, которая при виде такого действа, испытывает внутреннее наслаждение. Потом, с течением времени, они начинают жаждать крови и сходить с ума, если не смогут снова увидеть что подобное. А потом они сами начинают убивать. Так получаются маньяки.
Многие просто не знают, что такое "синдром воина", который власть застенчиво именует "постраматическим растройством". Люди, которые воевали и вынуждены были убивать врага, испытываю желание "повторить действие". Такие люди бывают внезапно жестоки, даже не давая себе отчета в этом. Впрочем, обычные люди даже начальных азов психологии не знают. Не знают, как работает психика. А про синдром воина случайно узнают из художественного фильма или из криминальной хроники, когда с возмущением узнают, что бывшие полицейские (милиционеры и так далее) организовали банду и убивали людей. Ну так всё закономерно - этих людей учили убивать (неважно, врагов ли, террористов или "диссидентов"). Этим людям дали навыки и сломали им психологический барьер "не убий".
Так что, жестокость вызывает ожесточение и рождает ответную жестокость. Истина, давно известная ... не всем.
Самому преступнику может быть и всё равно, но зрителям — нет.
Казни наводили ужас на смотрящих, тем самым косвенно снижая количество потенциально возможных преступников из их числа. Люди боялись совершать преступления, вспоминая об увиденном.