Чем вызвана тенденция к увеличению бессюжетных балетов?
Взять хотя бы к примеру абстрактную направленность творчества Иржи Килиана.
Почему внешняя форма в современном балете довлеет над содержанием?
Ответы (2):
Так всегда бывало в истории. На переломных ее моментах в искусстве наступал бессодержательный этап. Искусство ради искусства.
Современные композиторы мало пишут новой балетной музыки. Куда податься хореографу, который чувствует себя новатором?
Вот мы приходим на концерт и видим результат совместного творчества хореографа-балетмейстера и танцовщиков.
Но нам не дано знать, сколько создатель балета или хореографической миниатюры, сколько он дум передумал. Ведь это особый вид искусства. Здесь чувства и образы создаются подвижной пластикой тел.
Будет ли ждать творческий человек предложения поставить новый балет? Так можно всю жизнь ждать -не-дождаться.
А надо в условиях конкуренции поторопиться заявить о себе. Прославиться - даже лучше. Тогда может и пригласят на известные мировые сценические площадки для воплощения постановочного сюжетного балета.
А пока...
Это как у художника этюды писать. Пишем пишем, а потом на основе этих этюдов можно большое полотно создать.
Кстати, многие бессюжетные танцы бессюжетны только на первый взгляд. Пластика и язык тела все же о чем-то говорят. Майя Плисецкая как-то на встрече созрителями рассказывала (и показывала одновременно) как самая мимолетная поза может многое выразить.
Язык тела - он такой богатый!
А программные балетные спектакли типа "Лебединого озера", "Щелкунчика" сейчас смотрятся просто как танцевальные сказки.
Предлагаю посмотреть выдающегося танцовщика современности Сергея Полунина, выходца из Украины.
Вот этот танец поставил ему британский хореограф. Причем на современную музыку. И зритель - наш современник, по-новому воспринимает красоту движений танцовщика. Без связи с сюжетом. Полет чувств, движения души....
Всё это связанно с тем, что зритель сейчас стал менее приведлив, чем раньше и любит он глазами, поэтому, никакого сюжета и не нужно вовсе, главное, чтобы была красивая внешняя оболочка. Сюжет уже уступил своё главенство в угоду зрелищности.