Почему людей с картавостью непременно тянет к публичным выступлениям?

Ярчайший пример: В.И. Ленин.

А скольких из них тянет в артисты, лекторы, экскурсоводы, дикторы?

Неужели нельзя реализовать себя в других областях жизни, где дефекты дикции не имеют никакого значения?

0

Ответы (2):

3

Некоторых так воспитывали с детства. Вместо того, чтобы вести их к логопеду, родители всячески поддерживали и стимулировали их, чтобы только у детей не развился комплекс неполноценности.

Но пример с Лениным не корректен. Ленин был вынужден, скорее, выступать публично в силу объективных обстоятельств. И оратором он был достаточно средним, мало того, что с плохой дикцией и дефектами речи, ещё и не артистичным. Хорошим оратором в этой компании был Троцкий.

Возможно, что мы, привыкшие воспринимать ораторов, дикторов, радиоведущих и пр. как людей с чистой и хорошей речью, обращаем на их фоне отдельное внимание на людей с дефектами речи, картавых, шепелявых, с говорами, кашей во рту, прихлёбывающих носом, задыхающихся, гнусавых и т.д.

Картавый, но с хорошей дикцией, экскурсовод - наименьшее зло. Хуже, когда на сцену выходят люди, которых не слышно с третьего уже ряда, а, что они там бормочут, уже никак не разобрать. К слову, в приличный театральный вуз, на бюджетное место человека с дефектом речи не возьмут. Возьмут в единственном случае, если это уникальный талант. Но речь ему обязательно исправят! Это исправляется! Олег Даль был картавым. А Кирилл Лавров так и остался...

Что до дикторов, их отдел на радио и ТВ разогнали в середине 80-х. Их места заняли радиоведущие, ди-джеи и журналисты. А полжурфака, к слову, составляют люди с различными дефектами речи: их берут, как журналистов пишущих, но они косяком идут на радио и ТВ. И во многих редакциях это приветствуется! Например, Любимов (который "Взгляд"), всячески приветствовал такое, считая это живой речью, с индивидуальной "изюминкой" в пику грамотной и чёткой дикции дикторов.

3

Моя подруга, прочитав первые лекции, прибежала с криками: а-а-а, я картавлю! Я прислушалась к ее речи повнимательней - не слышу. Чего, говорю, с ума сходишь? Я 7 лет не замечала, и сейчас не слышу. А она: а ты послушай из лекции: а там через слово: четырехмерный, гиперпространственны­й, вектор, формула, пространство и время через слово... Надо же, а могла так и не узнать, что картавит... Но это так, случай из жизни.

Со многими дефектами можно и нужно работать - исправлять, корректировать. Но над этим работать не хотят. Или не считают нужным. Дефекты дикции отвлекают от сути, не всегда, но нередко раздражают. Хорошо если есть харизма и обаяние, тогда перестаем замечать.

Просто возможностей для публичных выступлений стало больше, а правильная речь и поставленный голос требуют труда, от природы мало кто обладает. Примета времени. А если этих людей спросить, то ответ предсказуем: главное, же суть, а вы придираетесь...Но факт остается фактом: у нас были преподаватели, слушать которых из-за картавости было пыткой.