Стоило ли реставрировать икону 19-го века?
Я рисую маслом, очень не плохо. Как-то зашёл ко мне новый знакомый и увидев мои работы ахнул. Но дело не в этом. Принёс он мне через два дня триптих на холсте 1856 года размером 120 x 90 в очень плачевном состоянии. На нём изображены Николай угдник, Иисус Христос и Мария Магдалина. Видимо этот холст сотни раз таскали, снимали, вешали и хуже всего складывали - краска в складках посыпана до самой ткани и достаточно широкими полосами. Лик Иисуса отсутствовал наполовину. Но посклольку художник-любитель это очень-очень далеко не реставратор, я отнёс это изображение к специалисту, который привёл его в порядок. После этого один скульптор сказал, что мне не стоило её восстанавливать, а оставить как была, якобы она потеряла свою оригинальность. Подскажите пожалуйста, не упала ли ценность этой вещи? Я не имею ввиду материальную.
Ответы (4):
Ценность такой иконы после её реставрации в любом случае не упало. - Солнце невозможно затмить даже самой большой тучей.
Само качество реставрации зависит главным образом не от профессиональных навыков умения восстанавливать в точности оригинал рисунка, изображения, хотя это является необходимостью и одним из главных составляющих элементов в проделанной работе - реставрации. Но, ещё есть не менее важным, а напротив, самым важным и главным составляющем, что влияет на качество реставрации - это то, каков сам человек, который реставрирует - какова его внутренняя энергетика - что больше преобладает в ней, - светлой-положительной или тёмной-отрицательной энергии. Затем, как и о чём мыслил реставратор в момент работы над иконой - мечтал ли он, вспоминал чего ли, или просто мыслил о иконе или о её персонажах, что изображены, сосредоточившись над работой, но - если вдруг при этом присутствовал какой либо негатив при его мышление, или в его сознание, то проделанная работа по реставрации долго не сохранится, как бы профессионально-мастерски она бы не была восстановлена в самом изображение - пройдёт немного времени, и икона вновь примет свой тот вид, который она имела перед реставрацией. Но, если негатив не присутствовал при реставрации, и сам тот человек светлый, то реставрированная икона преобразится принимая свой первоначальный вид от её создания как оригинала, и прослужит долго, не теряя при этом своих основных чудесных качеств, а только укрепляя их. Но, сама ценность такой иконы останется той же, что перед реставрацией, что после её, в обеих случаях. Икона - она как живая душа, или даст за собой поухаживать - реставрировать, или же нет. Если нет - то реставрация просто осыпется, сойдёт как её и не было. Поэтому, если тот человек подходит под описание, то есть скажем так, человек добрый и светлый, который реставрировал икону, то тогда стоило реставрировать икону, зделав тем самым доброе дело.
Конечно же нет! Икона должна отображать людскую веру, преданность вере и Богу, а об какой верности может идти речь если "Лик Иисуса отсутствовал наполовину." . Главное чтобы люди чувствовали ту искру, те чувства, которые вложил в икону ее создатель!
Духовной ценности в ней стало только больше, ведь икона это практически одушевленный предмет, которому хорошо, что его помнят, любят и за ним ухаживают.
Материальную ценность она конечно же потеряла, реставрируются в основном те иконы, которые находятся в церквях, соборах, храмах, то есть там где много людей.
Иконы же из частных коллекций как правило не реставрируют.
Еще важно, что за человек реставрирует икону, допустим древние иконописцы всегда подходили к написанию иконы после молитвы, со светлыми мыслями, а также непременно в чистой рубахе, думаю что рестовратор иконы в чем то должен быть схожим.
Всё зависит от репутации мастера который реставрировал эту вещь, и от того выдаст ли он бумажку о том какие виды реставрационных работы и как были им выполнены с подписью печатью и чеком.
Но так как вы об этом узнаете не от реставратора а здесь, то предположу с 90% уверенностью, что вешь скорее всего испорчена, а насколько безвозвратно сказать заочно трудно.
Я кстати имею ввиду не материальный и даже не духовный аспект ценности иконы, а строго культурный.