Почему в литературе и кино так часто романтизируют образ преступника?
Ответы (7):
Потому что "благородный разбойник" весьма и весьма привлекательное сочетание. Нет ничего хуже однозначно хороших "лакированных" героев. Они слишком далеки от реальных людей, не содержат загадок, предсказуемы и тошнотворны изначально, даже для самого автора. (Именно поэтому не выдержал проверки метод соцреализма, где хорошее боролось с очень хорошим). То есть в главном герое должен быть некий набор отрицательных качеств, дающий возможность поступать ему самые разные поступки, содержащий намек на возможные положительные изменения героя и сближающий образ с читателем и жизнью. А сочетание несочетаемого - это такая гремучая смесь! Огромные возможности для исследования и наблюдений. Тот же доктор Лектер - интеллектуальный людоед - это нечто! В жизни такое конечно практически невозможно, но ведь "литература не копирует реальность, она бросает ей вызов!" (Э.Эм.Шмитт)
Наверное, все таки романтизируют образ "благородного разбойника", который не только творит противозаконные действия, но и помогает обделенным, практически всегда спасает бедную красавицу и наказывает тех, кто определенным положением остается безнаказанным долгое время. И еще у него зачастую присутствует сострадание, чувствительность, и благородство. Такой герой не распущен, осознан, и чаще всего вне системы - то есть свободен душой и телом. К таким героям относятся Капитан Блад, Робин Гуд, Последний из Могикан, Уильям Уоллас, герой Мела Гибсона из "Храброго сердца", и другие. А что касается героев послеперестроечного времени - тут срабатывал типаж человека, который мог постоять за себя и близких, и найти выход из ситуации, а так же обладающий недюжинным характером и способностью сопротивляться бедам и не сдаваться. Этих качеств не хватало людям, которые оказались в какой то момент в очень сложной жизненной ситуации.
Я думаю это происходит из-за стремления человека к свободе.
Свободе не как осознанной ответственности за совершенные тобою деяния, а как анархии, беспределу и вседозволенности.
Человеку как существу слабому и падкому на всякие приятные атрибуты существования нравиться власть, комфорт и деньги.
И зрителю кажется что вот у этого человека на экране все это есть.
Потому что большей потребительской части литературы и кино смотреть и читать про нормальных людей неинтересно. Поэтому такой производитель и рассчитывает на популярность, исходя из желаний "пипла".
Если разобраться, то в любой бесцелеобразной литературе главный герой не очень-то адекватен (ну, если взять его, вынуть из книжки и впихнуть в настоящую жизнь).
Мне кажется, что романтизируют только бандитов с душой, типа Робин Гудов, или тех, кто на кривую дорожку ступил не по своей воле, или мстителей за перенесенные страдания. Потому что наряду с одухотворенными бандитами в кино есть и "совсем плохие", к которым у зрителя нет сочувствия.
Не заметила, чтобы романтизировали образ именно преступника -нужно уточнить, кого вы имеете в виду. Меня, например, достала романтизация образа полицейского! На всех каналах, какой не вруби -кино про ментов, на НТВ кроме этого -сплошняком передачи про весь криминальный мир подряд,-невольно задумаешься -а может, нам специально это насаждают? Типа -смотрите, весь мир повелся на деньги,все решают бабки,а ты чем хуже? Ведь что за фильм не включи -в основе -одно,-только деньги. Убийство -за деньги, подстава -за деньги, соперницы и то уводят мужа из-за денег! Весь мир вверх дном! Да, тут действительно, преступник -герой, он же их достает, все-таки! Может, чтобы заставить всех работать? Ведь главная ценность, что высвечивается при этом - опять-же деньги?
Только что закончили показывать фильм "Противостояние"с Басилашвили и Болтневым,в конце фильма, кстати, герой Басилашвили думает о предателях, добровольно перешедших на сторону фашистов, что ему их не понять чисто по-человечески, не укладывается в голове ни психика, ни мысли таких людей, какого играл Болтнев, как его можно романтизировать, как можно романтизировать доктора Менделе, дрожь по коже при одном упоминании этого имени, кажется, не человеком рожден.