175 лет назад родился Модест Мусоргский. Что знаете и что особенно любите?
Ответы (2):
Что-то много в этом году много юбилеев: 175 лет с рождения Модеста Мусоргского, 200 лет с рождения Шевченко, 200 лет с рождения Лермонтова, 50 лет с начала битломании... Ну, да ладно.
Знаю много чего о нем, так как в музыкальной школе учила. Родился в семье офицера, с детства его приучали к "хорошим манерам". Он ведь говорил на французском лучше, чем на русском. Также к хорошим манерам принадлежала и игра на инструментах.
Выучился на военного, в будущем познакомился с Даргомыжским, через него - со Стасовым, а через Стасова - с Балакиревым. Стал одним из участников "Могучей кучки". Бросил ради этого службу, даже после отмены крепостного права он запретил своим родственникам распродавать землю крестьянам( т.е. Мусоргский хотел отдать землю бесплатно). Пробовал писать оперы, самая удачная - "Борис Годунов ", правда, первую ее редакцию правительство забраковало. Писал еще "Сорочинскую ярмарку" и "Хованщину" - не закончил. Планировал после "Хованщины" написать "Пугачевщину" - не успел, умер. Были кроме этого и фортепианные произведения,и романсы, и "Картинки с выставки", и "Песни и пляски смерти" и т.д., и т.п.
Нельзя сказать, что прямо задыхаюсь от восторга от его творчества, но уважаю его оперу "Борис Годунов". Не назову сейчас по действиям партии, но особо запомнились хоры(конечно, ведь Мусоргский как раз и хотел показать народ "объединением, состоящим из индивидуальных личностей) и хорошо помню песню Варлаама "Как во городе было, во Казани ". Партии Годунова, Шуйского, Мнишек и других - не очень.
В общем, не особо не люблю творчество Мусоргского, но и не кривлюсь, когда слышу его произведения.
Некоторые считают, что Мусоргский - самый гениальный русский композитор, сильно недореализовавшийся (из-за безвременной кончины). Так считал и Шостакович. И над своим роялем повесил именно его портрет (а не Чайковского, который лично у меня - музыкальный бог). Рассказывал, что все свои новые произведения играл сначала ему. Если он смотрел с портрета одобрительно, то Шостакович выносил новинку на публику. Если же М.П. хмурился... "Знаете, сколько я отправил вот сюда" - рассказывал Д.Д., показывая на корзинку для мусора, стоящую у рояля. Такое благоговейное отношение "самому крупному бриллианту" "Могучей кучки" удивления не вызывает. - Его перу принадлежат действительно выдающиеся произведения. Особо отметил бы "Ночь на Лысой горе" (так бы выразился - инфернально-карнавальная симфоническая фантазия), "Картинки с выставки" (как в пианистическом оригинале, так и в переложении для оркестра)... видимо, "Песни и пляски смерти" (звучит тоже инфернально, но, разумеется, карнавалу места быть не может; произведение очень сложное, и моего уровня не вполне хватает, чтобы надлежаще воспринять произведение)... празднично звучащее "Скерцо", целый ряд песен и романсов (особенно отметил бы "Блоху", "Где ты, звездочка", "На Днепре"). Оперу "Сорочинская ярмарка" не всю слышал, но очень нравятся оттуда "Гопак" и "Думка Параси". А величайшими шедеврами русского (а, может, и мирового) оперного искусства считаю "Бориса Годунова" и "Хованщину" (последнюю предпочитаю в оркестровке Римского-Корсакова (Шостаковича - не очень)), которые я, помнится, участвуя в диспуте, включил в список "30 шедевров классической музыки" (http://www.olofmp3.ru/index.php/10-shedevrov-klassicheskoi-muzyki.html)... Кондолиза Райс лучшей оперой всех времен и народов назвала "Бориса Годунова". А Георгий Свиридов, высказывая мнение о "музыкальном субэталоне", назвал "Хованщину".