Как появился путь «Из Варяг в Греки»? С точки зрения гидрологии?
. геологии и топонимики?
Какими на тот период были очертания берегов водоёмов, по которым пролегал летописный путь?
Ответы (1):
Водный путь "Из Варяг в Греки" был основой экономической, политической, а затем и культурной жизни восточных славян.
Водность рек в Х веке сильно отличается от их водности в настоящее время. Они были более полноводными, протекали через густые леса. Грунтовых дорог было мало, поэтому реки служили основными транспортными магистралями.
Чтобы обеспечить судоходность неглубокие речки постоянно чистились, углублялись и обводнялись.
Для этого делали насыпи, изменяли направление тока воды соседних речушек. Позже, в связи с изменением климата, освоением новых территорий,в результате вырубки лесов, осушения болот и заиливания русла, реки обмелели.
В V111 веке началась экспансия скандинавских варягов в Юго-Восточную Европу и Малую Азию.
Вначале этот речной путь использовался для грабительских набегов на экономически развитые города и поселения славян, Византии и Малой Азии, а затем стал важным торговым путем.
Этим же путём пользовались и славянские купцы для торговли со Скандинавией и Константинополем, который был тогда центром мировой торговли.
Из Скандинавии варяги везли: сукно, полотно, медные и железные изделия, олово, свинец, оружие, доспехи, солёную рыбу, моржовую кость, кожаные канаты, предметы и изделия, награбленные в Западной Европе, янтарь из Прибалтики. Из Константинополя и Арабских стран везли: шелковые ткани, расшитые золотом, бархат, украшения из драг.металлов - серьги, браслеты, обручи, перстни, запонки, кольца, пуговицы, ковры, индийские ткани, бусы, бисер, пряности, экзотические плоды, вина и восточные сладости.
Славянские племена торговали хлебом, дорогими редкими мехами, мёдом, воском, салом, пенькой, ремесленными и художественными изделиями.
Путь открывался весной по вскрытию рек и закрывался осенью, когда они замерзали.
Водный путь "Из Варяг в Греки" проходил от Варяжского (Балтийского) моря по Финскому заливу, по реке Неве, по Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, далее волоком до Днепра, по Днепру в Черное ( Русское ) море и по морю до Константинополя.
Древняя Русь занимала выгодное географическое положение, находясь на этом пути, что способствовало росту и укреплению новых городов и поселений. К Х1 веку на Руси было уже около 90 городов. Заселяя новые земли, люди давали названия рекам, городам и поселкам.
Вышний Волочек - здесь тащили ладью из одной реки в другую, Новгород - новый город, Рюриково городище.
В пределах современной Смоленской области есть следующие топонимы на водном пути: село Катынь, деревня Лодейницы, деревня Переволочье, деревня Волоковая и некоторые другие.
Река Нева (Новая) - в геологическом отношении река сравнительно молодая, возникла в результате подъёма Балтийского геологического щита.
Изучая топонимы,видно, что главные волоки находились в Смоленской земле: с Волги в Днепр, с Днепра на Угру, с Угры в Десну, с Днепра через Касплю в Ловать.
С помощью этих волоков можно было проплыть во все русские земли и города, во все иноземные государства.
Для строительства волока прорубали широкую просеку, делали гладкий деревянный настил с катками длиной несколько вёрст, по которому специальные артели волокли суда, используя конную тягу.
На берегах делали спуски - взводы из двух расставленных на ширину ладьи брёвен, концы которых были опущены в воду, к этим брёвнам крепились следующие. Бревна были гладко выструганы и смазаны салом. По этим направляющим тащили ладью до волоковой дороги. На берегу обычно было несколько спусков с разными расстояниями между брёвен. В свободное время артельщики здесь же строили новые ладьи. Для проводки судов против течения существовали артели бичёвников.
Некоторые учёные сомневаются, что такой путь существовал в реальности, а не в мифах, но топонимы, многочисленные клады и захоронения говорят о том, что он существовал и сыграл ключевую роль в становлении славянской государственности.