Если бы вы попали в дикое племя, как бы вы его стали цивилизовать?
Если бы вас не съели сразу, конечно.
Ответы (2):
Чтобы не расстаться с жизнью, я бы, конечно, дал понять, что обладаю какими-то сведениями или мелкими предметами, которые могут сделать жизнь удобнее. Смотря чего не хватает в племени. Но если бы мне волей судьбы не пришлось прожить в этом племени всю жизнь и вырастить в нем своих детей - на этом моя "цивилизаторская" деятельность и закончилась бы. Потому что на первое время достаточно самому научиться у племени навыкам выживания в этой местности.
Будь я влюбленный в культуру племени этнограф, я бы и годы там провел, ничего не меняя, кроме мягкой корекции некоторых наиболее вопиющих деталей, если они там есть. И то сначала бы вдумался, почему так. Может, всё разумно устроено, а если даже неразумно, то менять это надо как-то иначе? Например: европеец приезжает в дикую страну и узнаёт, что суды там есть, но туземцы никогда не пожалуются ни на Правителя, ни на самого поганенького депутатишку. Европеец учит их грамоте, учит писать юридические документы - не помогает! В состоянии алкогольного опьянения зачаты, что ли? Почему такие тупые? Вдруг однажды он идет по дикарской улице и видит трех гопников с перьями в волосах и с деревянной арматурой в руках. "Так, - говорит один из них. - Кто это тут учит жаловаться на наше правительство? Ты вообще с какого района?" Пользуясь усвоенными навыками выживания, европеец быстро залезает на пальму, а они не могут, потому что настоящий пацан по тамошним понятиям то, что в руках, не бросает. А у него-то руки пустые, ему можно! Обсудив, что он поступил по понятиям, трое удаляются. А европейцу сразу становится понятно, почему туземцы не ходят в суд. И алкоголь тут ни при чем!
Или другой пример, из истории. Европеец Леви-Брюль писал, что царица одного африканского племени даже в сильную жару кутала младенца, чтобы его никто не сглазил, и не выводила гулять до трех месяцев (или до шести, не помню). Предположим, младенца по просьбе европейца вывели гулять голого, и его тут же кусает муха цеце. Или другое насекомое. Допустим, иммунитет к этому яду у местных есть, но такой крохе пережить действие яда сложнее. Поскольку насекомое никто не поймал, племени ясно: европеец - злой колдун. А так ему и надо, сначала разберись, почему возник обычай, потом вмешивайся.
Насчет детей - здесь я пристрастен. Размножение - это производство себе подобных. Поэтому в таком случае я стал бы подгонять представления и нравы окружающих под то, чего ожидаю от детей. Не грубо, конечно, грубость ни к чему. Но и сын, избивающий соседку за то, что она ведьма, потому что все так делают, мне не нужен. Моисей и Мухаммед, кстати, воспитывались в иной среде, не в той, где пришлось жить и продолжать род, отсюда - их цивилизаторские функции.
Если бы меня не съели и не убили в каком-нибудь другом ритуале, я не стал бы это племя цивилизовать. Для начала мне пришлось бы у них многому учиться, ибо их навыки позволяют выживать в джунглях (если это в джунглях), а большинство моих навыков в джунглях бесполезны.